Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030301.65 Психология содержит дисциплину «Психология личности». Дисциплина принадлежит к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана по специальности (ОПД.Ф.08).
Объектом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и сможет осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную.
|
|
Дисциплина влияет на достижение квалификационных требований и требований к выпускнику. Специалист-психолог должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080505.65 Управление персоналом не содержит дисциплину «Психология личности». Дисциплина принадлежит к региональному (вузовскому) компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана по специальности, являясь дисциплиной по выбору.
Выпускники специальности управление персоналом предназначены для работы в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда.
Специалист должен быть подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.
|
|
Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.
Для успешного осуществления такой деятельности выпускник должен знать: современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; этику делового общения; основы.
Успешная деятельность психолога и менеджера невозможна без овладения знаниями по психологии личности.
Минимум содержания учебной дисциплины устанавливается дидактическими единицами ГОС ВПО для дисциплин федерального компонента по специальности 030301.65 Психология:
- человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни;
- движущие силы и условия развития личности;
- периодизация развития индивида, личности и индивидуальности;
- индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности;
- личность в социогенезе;
- социально-исторический образ жизни – источник развития личности;
- персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь;
- структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии;
- проблема воли;
- волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа;
- психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением;
- личностный выбор; свобода и ответственность;
- теории личности.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представление о психологии личности — теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает последовательное решение следующих задач:
1) очертить поле исследований психологических и психотерапевтических практик, которые осваиваются психологией личности, как стремительно развивающимся направлением методологии и практики современной психологии;
2) познакомить с основными теориями личности, формировавшимися как в отечественной, так и в зарубежной психологии;
3) дать соотношение разноуровневых понятий о человеке: индивид, личность, индивидуальность;
4) проанализировать развитие личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе;
5) формировать представление о личности в контексте системного подхода;
6) описать подходы к одной из основных проблем психологии – проблема соотношения нормы и патологии;
7) сформировать позицию студентов о личностном выборе; свободе и ответственности личности;
8) показать прикладные направления деятельности психолога и менеджера, связанные с основными функциональными обязанностями будущей профессиональной деятельности.
По окончанию изучения дисциплины «Психология личности» студент должен: