Анкетирование — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) — предугадывание возможного будущего, ожидание его наступления.
Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Артефакт (лат. arte — искусственный, factus — сделанный) — искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.
Артистизм педагогический — свойство личности педагога, заключающееся в развитии образного мышления, выразительности поведения и речи, разумной экспрессии и привлекательности; позволяет осуществлять эмоционально насыщенное внушающее воздействие на аудиторию, учащихся, воспитанников.
Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
|
|
Валидность (англ, valid — пригодный) — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.
Генетический метод — методологический принцип, требующий изучения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволяющий отследить их происхождение, этапы преобразования.
Герменевтика (греч. hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий) — совокупность методов познания и объяснения явлений и процессов, в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, обращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла.
Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.
Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности
функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов.
Достижений тесты — совокупность психологических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.
|
|
Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает студента к активной деятельности.
Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).
Зона ближайшего развития — уровень развития и подготовленности к деятельности, которой человек может овладеть и оказаться отзывчивым к внешней помощи. Понятие введено Л.С.Выготским.
Идеализация — нереальная, мысленно воссозданная ситуация, дающая возможность создавать идеализированные, несуществующие объекты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследования.
Идеал педагогический — предельная, реально недостижимая цель, обеспечивающая свободное и гармоническое развитие личности или преобразование системы, соответствующее представлениям о ее совершенстве и характеризующееся отсутствием недостатков, изъянов, рассогласований.
Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала.
Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.
Индивидуальный стиль деятельности педагога — предпочитаемые педагогом приемы, манера обучения, способы разрешения конфликтов., определяющие самобытность его способов самовыражения и общения с окружающими.
Инновации педагогические — распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений.
Инсайт — озарение, догадка, внезапное нахождение решения проблемы, над которой долго думаешь в поисках решения.
Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.
Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).
Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших.
Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат предшествующего опыта.
Комплексный педагогический эксперимент — систематическая исследовательская работа по проверке нововведений с точным фиксированием исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития.
Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Кризис образования — состояние разбалансированности, затрудненного функционирования, нарушения стабильности и нормального развития, составляющая кризиса социально-экономической структуры общества. Может быть переходным этапом к обновлению общества и образования.
Критериально-ориентированные тесты — методики, определяющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками мыслительных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов заданий.
Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.
|
|
| Личностные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для выявления свойств личности человека.
Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.
Методология — наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
Моделирование (фр. Modele — образец) — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.
Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.
Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.
Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.
Надежность теста — характеристика методики (теста), отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи данной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов.
Новации педагогические — разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.
|
|
Нововведения педагогические — введение в практику обучения и воспитания педагогических новаций их авторами или последователями.
Норма теста — это средний показатель (усредненная оценка) выполнения данного теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста. Тем самым устанавливается наличие пониженного или повышенного уровня развития изучаемого свойства.
Нормативно-ориентированные тесты — методики, ориентированные на определение среднестатистических норм, соответствующих результатам большой совокупности людей, и их принятие в качестве критериев оценки и интерпретации результатов тестирования.
Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
Опытная педагогическая работа — специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.
Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.
Педагог-мастер — педагог, достигший высокой степени компетентности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы, зрелый и умелый педагог.
Педагог-новатор — автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений.
Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогические новации или инновации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий.
Положительный педагогический опыт — опыт, позволяющий на основе традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие современным требованиям.
Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.
Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.
Проективные тесты — совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на идее о механизмах проекции, т.е. осознанном и неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей.
Проектирование педагогическое — разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий.
Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного пре-обрадования человека или системы.
Развитие личности — одна из ведущих целей образования, становление качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные отношения.
Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий.
^Способностей тесты — см. интеллектуальные тесты.
Стратегия развития образования — общая руководящая линия, ориен-тиры и установки, направленные на достижение перспективных целей.
Тест (англ, test) — стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.
Факт (лат./асгы/я) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.
Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать.
Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.
Функционирование образовательных систем, учреждений — выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.
Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.
Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.
Эксперимент генетико-моделирующий — см. эксперимент формирующий.
Эксперимент естественный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.
Эксперимент лабораторный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных.
Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского метода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. — Тюмень, 1997.
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: В 3 т. — М.; Воронеж, 1988.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург, 1993.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
АнастазшА. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Кн. 1.
Андреев В.Н. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988... Атаханов Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. В.В.Давыдова. — М.; Рига, 2000.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.
Белкин А. С. Возрастная педагогика. — Екатеринбург, 1999.
Берне />.,Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989.
Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Избр. психол. исследования. — М., 1956.
Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986.
Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974.
Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.
Гилъманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. — Тюмень, 1995.
Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ, под общ. ред. Ю. П.Адлера. — М., 1976.
'ГЬяубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., 1989.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960. Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии формирования у будущих учителей. — Екатеринбург, 1998.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000.
Ерофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. — М., 1987.
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — М., 1995.
Загвязинский В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — Тюмень, 1993.
Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.
Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. — М., 1991.
Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. — Екатеринбург, 2000.
Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. — Грозный, 1976.
Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. — М., 1977.
Кузьмина И. В. Профессионализм'деятельности преподавателя производственного обучения профессиям. — М., 1989.
Кузьмина Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 1994.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. —Л., 1985.
Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб., 1996.
Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М.; Воронеж, 1996.
Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985.
Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М., 1993.
Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. — Курск, 1998.
Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискуно-ва, Г.В.Воробьева. — М., 1980.
Методы психологических исследований / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1972.
Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В, Кузьминой. — Л., 1980.
Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. — М., 1997. — Кн. 1. Общие основы психологии.
Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений-В 3 кн. - М., 1999. — Кн. 3. Психодиагностика.
Новиков А. М. Как работать над диссертацией. — М., 1994.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М 1987.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна — Киев 1987.
Педагогический поиск. — М., 1988.
Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань, 1982.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий — М., 1981.
Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987.
Поташник М.М. Оптимизация управления школой. — М., 1991.
Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуреви-ча и Е.М.Борисовой. — М., 1997.
Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.
РеанА.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999.
Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999. ~
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб., 1996.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.
Сластенин В.А., Каширин В. П. Основы педагогики и психологии — М., 2001.
Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. — М., 1974.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1979.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.
Фомичева И. Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. — Тюмень, 1997.
Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. — М., 1992.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности — М., 1999.
Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. — М., 1991.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. — М., 1987.
Ямбург Е.А. Школа для всех. — М., 1997.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................................... 3
Глава I. Общая характеристика психолого-педагогического исследования………………………..7
1. Современная стратегия обновления и развития образования......................................... 7
2. Понятие о психолого-педагогическом и психологическом исследовании…………………
3. Природа и функции образовательных инноваций......................................................... 15
4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
5. Источники и условия исследовательского поиска........................................................ 25
6. Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательных учреждениях
7. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования
Глава II. Логическая структура исследования......................................................................... 50
1. Понятие о логике исследования................................................................................ 50
2. Проблема и тема исследования................................................................................. 51
3. Объект и предмет исследования................................................................................ 55
4. Цели и задачи исследования...................................................................................... 58
5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования………………….. 65
6. Критерии успешности исследовательского поиска.
и мониторинг процесса и результатов исследования.................................................... 77
7.Этапы практической диагностики и преобразования
в психолого-педагогическом поиске............................................................................. 83
Глава III. Методы и методики психолого-педагогического исследования …………………………89
1. Исследовательские методы и методики.................................................................... 89
2. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования....................... 91
3. Применение статистических методов и средств………………………………………..
формализации в психолого-педагогическом исследовании... ………………………………..117
4. Методы теоретического исследования................................................................... 132
5. Психолого-педагогическое обследование..........................................;................ 138
6. Изучение и использование передового опыта....................................................... 141
7. Опытная работа....................................................................................................... 154
8. Комплексный педагогический эксперимент........................................................... 157
Глава IV. Истолкование, апробация и оформление результатов исследования ………………..
1. Интерпретация результатов исследования....................................................
2. Апробация работы.........................................................................................
3. Оформление результатов поиска...................................................................
Глава V. Творческая индивидуальность педагога........................................................
1. Личность педагога и педагогические способности.......................................
2. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм
и творческая индивидуальность педагога..........................................................
Терминологический словарь..............................................................................
Литература..........................................................................................................