Терминологический словарь

Анкетирование — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имею­щие место в группе респондентов.

Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) — предугадывание возможного будущего, ожидание его наступления.

Апробация — установление истинности, компетентная оценка и кон­структивная критика оснований, методов и результатов исследователь­ской работы, одобрения ее.

Артефакт (лат. arte — искусственный, factus — сделанный) — иска­женный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.

Артистизм педагогический — свойство личности педагога, заключаю­щееся в развитии образного мышления, выразительности поведения и речи, разумной экспрессии и привлекательности; позволяет осуществ­лять эмоционально насыщенное внушающее воздействие на аудиторию, учащихся, воспитанников.

Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенно­сти личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мо­тивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.

Валидность (англ, valid — пригодный) — характеристика исследова­тельской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помо­щи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Генетический метод — методологический принцип, требующий изу­чения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволя­ющий отследить их происхождение, этапы преобразования.

Герменевтика (греч. hermenetikos — разъясняющий, истолковываю­щий) — совокупность методов познания и объяснения явлений и про­цессов, в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, об­ращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла.

Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утвер­ждения в качестве теоретического положения или его опровержения.

Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы опреде­ления степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности

функционирования и развития психологических систем, технологий, ме­тодик, педагогических проектов.

Достижений тесты — совокупность психологических тестов, ориенти­рованных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.

Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает студента к активной деятельности.

Замыселидея, связанная с представлениями о способах ее реали­зации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).

Зона ближайшего развития — уровень развития и подготовленности к деятельности, которой человек может овладеть и оказаться отзывчивым к внешней помощи. Понятие введено Л.С.Выготским.

Идеализация — нереальная, мысленно воссозданная ситуация, даю­щая возможность создавать идеализированные, несуществующие объек­ты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследова­ния.

Идеал педагогический — предельная, реально недостижимая цель, обес­печивающая свободное и гармоническое развитие личности или преобра­зование системы, соответствующее представлениям о ее совершенстве и характеризующееся отсутствием недостатков, изъянов, рассогласований.

Идея — мысль о содержании и способах преобразования действитель­ности в направлении достижения желаемой цели, идеала.

Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, кото­рый позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и на­выков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Индивидуальный стиль деятельности педагога — предпочитаемые пе­дагогом приемы, манера обучения, способы разрешения конфликтов., определяющие самобытность его способов самовыражения и общения с окружающими.

Инновации педагогические — распространение в образовательной прак­тике педагогических новшеств и нововведений.

Инсайт — озарение, догадка, внезапное нахождение решения про­блемы, над которой долго думаешь в поисках решения.

Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.

Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в пси­хологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).

Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полу­ченных результатов, объяснению причин и условий, их породивших.

Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат пред­шествующего опыта.

Комплексный педагогический эксперимент — систематическая иссле­довательская работа по проверке нововведений с точным фиксировани­ем исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития.

Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических поло­жений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Кризис образования — состояние разбалансированности, затруднен­ного функционирования, нарушения стабильности и нормального раз­вития, составляющая кризиса социально-экономической структуры общества. Может быть переходным этапом к обновлению общества и образования.

Критериально-ориентированные тесты — методики, определяющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками мыслительных дей­ствий, которые необходимы и достаточны для выполнения определен­ных классов заданий.

Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

| Личностные тесты — совокупность психологических тестов, предна­значенных для выявления свойств личности человека.

Логика психолого-педагогического исследования — содержание и по­следовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить реше­ние поставленных задач.

Методология — наиболее общая система принципов организации на­учного исследования, способов достижения и построения научного зна­ния.

Моделирование (фр. Modele — образец) — процесс создания моде­лей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существен­ные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследова­тельским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.

Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в уме­нии человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предме­тов и явлений.

Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в си­стематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

Надежность теста — характеристика методики (теста), отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свой­ства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи дан­ной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов.

Новации педагогические — разработка таких прогрессивных образова­тельных систем, методик, технологий, образовательных программ, ко­торые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.

Нововведения педагогические — введение в практику обучения и вос­питания педагогических новаций их авторами или последователями.

Норма теста — это средний показатель (усредненная оценка) выпол­нения данного теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста. Тем самым устанавливается наличие пониженного или повышенного уровня развития изучаемого свойства.

Нормативно-ориентированные тесты — методики, ориентированные на определение среднестатистических норм, соответствующих результа­там большой совокупности людей, и их принятие в качестве критериев оценки и интерпретации результатов тестирования.

Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психо­логические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Опытная педагогическая работа — специально организованная иссле­довательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.

Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения кото­рых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изу­чаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах эксперт­ных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.

Педагог-мастер — педагог, достигший высокой степени компетент­ности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы, зрелый и умелый педагог.

Педагог-новатор — автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений.

Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогиче­ские новации или инновации и позволяющий получать результаты, от­вечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий.

Положительный педагогический опыт — опыт, позволяющий на осно­ве традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие со­временным требованиям.

Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и прак­тическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда долж­ны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.

Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узло­вых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на кото­рые следует найти ответ.

Проективные тесты — совокупность психологических тестов, ориен­тированных на изучение личности и основанных на идее о механизмах проекции, т.е. осознанном и неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и со­стояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей.

Проектирование педагогическое — разработка проектов развития об­разовательных систем или учреждений, создание любых образователь­ных программ, методик, технологий.

Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного пре-обрадования человека или системы.

Развитие личности — одна из ведущих целей образования, становле­ние качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные от­ношения.

Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обо­сновывать правильность своих действий.

^Способностей тесты — см. интеллектуальные тесты.

Стратегия развития образования — общая руководящая линия, ориен-тиры и установки, направленные на достижение перспективных целей.

Тест (англ, test) — стандартизированное задание, позволяющее вы­явить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психоло­гии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анали­за способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.

Факт (лат./асгы/я) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать.

Формализация — такое уточнение содержания представления, кото­рое делает возможным и целесообразным использование математичес­ких средств исследования.

Функционирование образовательных систем, учреждений — выполне­ние функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависи­мая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.

Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образователь­ной системы или ее элементов в интересах человека, общества и госу­дарства.

Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешатель­ства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и воз­можным изучение психических процессов через их проявления и реги­страцию соответствующих изменений в поведении человека.

Эксперимент генетико-моделирующий — см. эксперимент формирующий.

Эксперимент естественный — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых ус­ловиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.

Эксперимент лабораторный — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экс­периментирования и получения точных данных.

Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики разви­тия психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятель­ности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы тео­рии и практики. — Тюмень, 1997.

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: В 3 т. — М.; Воронеж, 1988.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.

Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург, 1993.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

АнастазшА. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Кн. 1.

Андреев В.Н. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988... Атаханов Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. В.В.Давыдова. — М.; Рига, 2000.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогиче­ских исследований. — М., 1982.

Белкин А. С. Возрастная педагогика. — Екатеринбург, 1999.

Берне />.,Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Се­ливанова. — М., 1989.

Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школь­ном возрасте// Избр. психол. исследования. — М., 1956.

Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986.

Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974.

Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

Гилъманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. — Тюмень, 1995.

Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психо­логии / Пер. с англ, под общ. ред. Ю. П.Адлера. — М., 1976.

'ГЬяубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., 1989.

Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическо­го и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960. Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии форми­рования у будущих учителей. — Екатеринбург, 1998.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000.

Ерофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. — М., 1987.

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследо­вания. - М., 1982.

Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — М., 1995.

Загвязинский В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — Тюмень, 1993.

Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. — М., 1991.

Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. — Екатерин­бург, 2000.

Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процес­са педагога. — Грозный, 1976.

Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных си­стем. — М., 1996.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.

Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. — М., 1977.

Кузьмина И. В. Профессионализм'деятельности преподавателя произ­водственного обучения профессиям. — М., 1989.

Кузьмина Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 1994.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. —Л., 1985.

Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях. — СПб., 1996.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М.; Воронеж, 1996.

Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М., 1993.

Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного экспе­римента в педагогике и психологии. — Курск, 1998.

Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.

Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискуно-ва, Г.В.Воробьева. — М., 1980.

Методы психологических исследований / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1972.

Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В, Кузь­миной. — Л., 1980.

Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. — М., 1997. — Кн. 1. Общие основы психологии.

Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений-В 3 кн. - М., 1999. — Кн. 3. Психодиагностика.

Новиков А. М. Как работать над диссертацией. — М., 1994.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М 1987.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна — Киев 1987.

Педагогический поиск. — М., 1988.

Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Ка­зань, 1982.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий — М., 1981.

Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987.

Поташник М.М. Оптимизация управления школой. — М., 1991.

Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуреви-ча и Е.М.Борисовой. — М., 1997.

Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.

РеанА.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999.

Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999. ~

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб., 1996.

- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследова­ний. — М., 1986.

Сластенин В.А., Каширин В. П. Основы педагогики и психологии — М., 2001.

Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. — М., 1974.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1979.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.

Фомичева И. Г. Модели педагогической деятельности: Опыт система­тизации. — Тюмень, 1997.

Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. — М., 1992.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности — М., 1999.

Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. По­ташника. — М., 1991.

Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. — М., 1987.

Ямбург Е.А. Школа для всех. — М., 1997.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................... 3

Глава I. Общая характеристика психолого-педагогического исследования………………………..7

1. Современная стратегия обновления и развития образования......................................... 7

2. Понятие о психолого-педагогическом и психологическом исследовании…………………

3. Природа и функции образовательных инноваций......................................................... 15

4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

5. Источники и условия исследовательского поиска........................................................ 25

6. Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательных учреждениях

7. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования

Глава II. Логическая структура исследования......................................................................... 50

1. Понятие о логике исследования................................................................................ 50

2. Проблема и тема исследования................................................................................. 51

3. Объект и предмет исследования................................................................................ 55

4. Цели и задачи исследования...................................................................................... 58

5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования………………….. 65

6. Критерии успешности исследовательского поиска.

и мониторинг процесса и результатов исследования.................................................... 77

7.Этапы практической диагностики и преобразования

в психолого-педагогическом поиске............................................................................. 83

Глава III. Методы и методики психолого-педагогического исследования …………………………89

1. Исследовательские методы и методики.................................................................... 89

2. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования....................... 91

3. Применение статистических методов и средств………………………………………..
формализации в психолого-педагогическом исследовании... ………………………………..117

4. Методы теоретического исследования................................................................... 132

5. Психолого-педагогическое обследование..........................................;................ 138

6. Изучение и использование передового опыта....................................................... 141

7. Опытная работа....................................................................................................... 154

8. Комплексный педагогический эксперимент........................................................... 157

Глава IV. Истолкование, апробация и оформление результатов исследования ………………..

1. Интерпретация результатов исследования....................................................

2. Апробация работы.........................................................................................

3. Оформление результатов поиска...................................................................

Глава V. Творческая индивидуальность педагога........................................................

1. Личность педагога и педагогические способности.......................................

2. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм
и творческая индивидуальность педагога..........................................................

Терминологический словарь..............................................................................

Литература..........................................................................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: