Я-концепция

Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: разум, воля, чувства. Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку воля выступает источником предписания. У каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я": "Я-образ" - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения. Реальное "Я" - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не, всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. Имидж - в отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" - внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего, по внешнему облику другого человека. Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Имидж - это совокупность ряда переменных, с преобладающей над содержанием формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенциальных потребителей, а, также, ключ к успеху в правильности концепции развития общественных связей.

14. Основные направления создания имиджа. Имидж - это всегда целенаправленный процесс. На наш взгляд можно выделить два типа информационных образов, которые формируются при помощи имиджа. Социальный имидж и имидж индивидуальный. При этом каждый тип имиджа выполняет свою задачу, основанную на своих принципах, и формирует свою технологию. Первый тип имиджа - социальный - используется в политической практике и средствах массовой информации. Второй тип - индивидуальный - используется в деловом и поведенческом контакте. Если для первого типа имиджа основой являются субъективно-объективные отношения, то есть человек-аудитория, то для второго типа - это субъектно-субъектные отношения (то есть человек-человек). Но главное, чем они различаются - целью, которую они ставят перед собой и механизмом создания имиджа. Первая стратегия предполагает формирование имиджа-мифа, фантома, чаще всего, оторванного от своего владельца. Иногда тип имиджа используют в целях получения необходимой поведенческой реакции. Этот способ создания имиджа не предполагает никаких изменений в самом владельце имиджа, а изменяет только представление о нём. Он рассчитан, как писал Макиавелли, на то, что «все могут увидеть, но не каждый может потрогать», а следовательно, «проверить» этот образ в близком общении и личном контакте. Воспринимая такой образ, мы полагаемся на средства массовой информации, которые, как нам кажется, подают разнообразную и многоплановую информацию об объекте. При этом создаётся ошибочное мнение, что мы делаем самостоятельные выводы и формируем «своё собственное независимое мнение», которому впоследствии доверяем. Вторая стратегия рассчитана на близкое восприятие носителя имиджа при непосредственном повседневном общении его с другим человеком. Этот подход акцентирует внимание на реальное изменение (улучшение) совокупности визажных и поведенческих характеристик конкретного человека. При этом одни черты личности подчёркиваются, выпячиваются, другие, напротив, сглаживаются и камуфлируются. Человек стремится измениться не только внешне, но и внутренне, чтобы сделать более комфортным своё поведенческое общение. Однако следует отметить, что любой процесс создания имиджа как изначально заданного образа предполагает некую долю манипуляции. При создании социального имиджа необходимо соединить имидж реальный с заданным.

15.Цвет
Цвет также играет важную роль в создании собственного лица компании. Цвет имеет практически все: логотип компании, ее продукция, униформа ее сотрудников, здание офиса и его интерьер, реклама и, наконец, упаковка. Давно миновали те дни, когда Генри Форд произнес свою знаменитую фразу: «Автомобиль может быть любого цвета при условии, что этот цвет черный». Сейчас промышленность использует огромное количество разнообразных цветов. Цвет может стать главным отличительным признаком компании. Для этого она должна выбрать один-единственный цвет или цветовую гамму и затем постоянно ее придерживаться. Если компания все время использует один и тот же цвет, этот цвет становится неотъемлемой частью ее имиджа. Примеров тому немало: Kodak - желтый, Tiffany - голубой, IBM - синий, Mary Kay розовый. Компания Coca-Cola, как известно, использует красный цвет. Для того, чтобы этот цвет был узнаваем, компания контролирует правильное воспроизведение одного и того же оттенка этого красного цвета по всему миру. Запах. Важную роль запахи играют в создании имиджа. Для позитивного имиджа важен внешний облик человека, в котором отражается его индивидуальность, объединяются природные и личностные особенности. Выбор аромата, который подходит к созданному имиджу, здесь играет немаловажную роль. Шепель В. М. среди составляющих модели шарма – одной из самых распространенных в имиджелогии техник поведения – называет «шлейф «своего» парфюма».Роль запахов в создании имиджа возросла в связи с тем, что тело человека сегодня испытывает на себе огромное влияние: это и пластическая хирургия, и техника изменения пола, и популярность различных телесных практик. Изменив свое тело полностью, человек оказывается в сложной ситуации, когда возникает проблема с самоидентификацией, поскольку традиционно человек привык мыслить себя и свое тело как нечто устойчивое, постоянное. Современная же культура меняет тело человека кардинальным образом, в том числе и на уровне запаха.

16. Имидж, ориентированный на восприятие. Всякий имидж политика, артиста, руководителя организации является имиджем, ориентированным на восприятие.
Какие же требования предъявляются к имиджу. характеризуется:

1) альтруизм, дружелюбие; 2) интеллигентность; 3) активность, экстраверсия;
4) самоконтроль, сознательность. Отличием людей знаменитых от обычных является целеустремленность и ощущение своей миссии. Люди с миссией сосредоточиваются на развитии своих талантов, способностей в то время, как большинство других людей просто ходят в школу или на работу. Каркас имиджа составляет структура, состоящая из Миссии, Целей и Легенды (причем легенда включает в себя миссию и цели).
Если бы каменщика, работающего на строительстве собора св. Петра в Ватикане сто лет назад, спросили: “Что ты делаешь?” Он ответил бы: “Кладу кирпичи”. Этот ответ обычного человека. А если он ответил бы: “Я возвожу одну из важнейших святынь мира!” – Это ответ человека с миссией. И только тогда имидж выполняет свою особую роль, когда за ним стоит легенда и эта легенда читается. Мы все себя предъявляем миру через образ. А что я хочу, чтобы вы обо мне узнали через этот образ? Одна из потребностей аудитории – это узнавание себя, своих мыслей, идей, узнавание своего социального круга (свой). Успех публичности приходит к тем, кто улавливает ожидания аудитории, а затем ведет ее за собой.

17. Имидж, ориентированный на самоощущение. Формирование этого имиджа связано с расширением своей субличности, своих внешних и внутренних способностей, с «вживанием в роль». Часто эта роль или роли навязываются изнутри, то есть самим человеком, и снаружи – его окружением. Известный эксперимент, когда студентов поместили в тюрьму и определили одних «заключенными», а других – «надзирателями» – закончился раньше времени и очень печально. «Заключенные» после второго дня взбунтовались, а после подавления впали в апатию. Влияние внешних факторов и внутренней установки часто испытывают на себе актеры. Многие известные актеры утверждают, что наиболее значительные роли оставляют след настолько сильный, что становятся частью их личности. Поэтому нам так интересны люди этой потрясающей профессии. «Вживаясь» в роль, они присваивают себе черты характера, и даже внешние особенности персонажа. И уже непонятно где актер-человек, а где актер-образ – все сливается и на наших глазах рождается другой человек. Частью индустрии индивидуального имиджа являются, например, модные журналы, которые формируют модный органичный имидж современной женщины или мужчины. Чаще всего люди используют модели, олицетворяющие харизматические качества. «Присвоение» и изменение себя путем «вживания в образ» через копирование вербальных и невербальных образцов Человеческого Совершенства.
Построение имиджа, основанного на самоощущении, можно представить как цепочку последовательных действий: Наблюдение- Мысленный образ – Копирование – Присвоение – Изменение.

18. Индивидуальные типологические свойства руководителя. Характеристики психологических составляющих личностного компонента лидерства наибольшее значение имеют качества: 1) импульсивность – рефлексивность. У импульсивных людей отсутствует или свёрнута ориентировка, они сразу же приступают к исполнению, которое часто бывает ошибочным из-за недостатков адекватного понимания условий и задач деятельности. Рефлексивные люди наоборот прежде чем начать что-либо делать, досконально разбираются в сути проблемы, что требует больших затрат на время. 2) пластичность или ригидность. Пластичность характеризует человека как быстро переключаемого от одной деятельности к другой, такие люди обладают переменчивым настроением, эмоциональностью, могу выполнять несколько действий одновременно. Ригидность говорит о фиксации на каком-то действии или построении, граничит с педантизмом, с приверженностью к исключительно последовательной деятельности, пунктуальности. 3). Экстравертность и интравертность. Экстраверты – открытые люди, легко сходятся с людьми, легко преодолевают конфликты, интроверты – закрытые люди. 4) экстрапунитивность и интрапунитивность (одни полагаются на случай, другие на себя). 5) эмотивность, (высокий или низкий уровень) характеризует эмоциональную сторону поведения человека и проявляется в пороге эмоциональных реакций и форме их выражения. особенностью эмоционального отношения к другим людям может проявляться в эмпатии) умение сочувствовать, сострадать, поставить себя на место другого).

19. Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа. За счет чего формируется имидж, в том числе и имидж политика? Первое – это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, профессиональная грамотность, эрудиция, деловитость, инициатива, политическая платформа, программа действий. Т.е. личностные и профессиональные качества политика, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступлениях по радио, телевидению и т.п. Эта информация может усваиваться как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Если речь идет о формировании имиджа вновь "раскручиваемого" или неизвестного политика, то необходимо следить не столько за тем, что он говорит, сколько за тем, как говорит (правильность и ясность речи – осознанная и частично подсознательная информация), а также за тем, как он себя держит (положение головы, рук, взгляд, жесты –подсознательная информация). Первое, что оказывает влияние на формирование имиджа – это личность политика, его слова и дела. А второе? Ну, конечно же, косвенная имиджформирующая информация: слухи, сплетни, анекдоты, досье, компромат (то, без чего так скучно жить на Руси), сведения об образе жизни, работе, отдыхе, о друзьях, родственниках и т.п. Целенаправленное формирование политического имиджа – трудоемкий процесс, который под силу уже не одиночкам, а специализированным агентствам. Сейчас без помощи подобных специалистов не обходится ни один уважающий себя политик.

20. Имидж госслужащего. Создание эффективной современной государственной службы, оптимального и управляемого государственного аппарата в целом позволит повысить эффективность государственного аппарата с корреспондирующим повышением персональной ответственности. 8 этических норм, которыми должен руководствоваться каждый государственный чиновник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: