Общие сведения о предмете

Любое предприятие представляет собой сложную организационно-техническую систему, в которой происходят сложные технологические процессы преобразования материалов в готовую продукцию. Это относится и к учебным заведениям, если под сырьем понимать абитуриентов, а под готовой продукцией – высококвалифицированных специалистов с высшим или средним профессиональным образованием. В структуре предприятия, как системы, можно выделить несколько подсистем: система снабжения, система производства, система сбыта, транспортная система, система управления и т.д. В свою очередь, система управления предприятием также состоит из подсистем: система работы с кадрами, бухгалтерия, система планирования, управление технологическими процессами и т.д. Одной из подсистем системы управления является информационная система предприятия.

Структура информационной системы представлена на рисунке 5.1.

 
 
Структура информационной системы


                           
   
 
       
 
   
       
 
       
 
 
 
 
 
   
   
 


Рисунок 5.1

В самом общем виде информационную систему можно представить как посредника между человеком (потребителем информации) и информационным ресурсом, в котором сосредоточена необходимая человеку информация. В информационной системе, так же как и на предприятии, происходит преобразование, только не материалов, а информации.

Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, технических средств, технологий, реализующих информационные процессы в традиционном или автоматизированном режиме для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Продуктом информационной системы является информация, свойства которой изменяются в соответствии с заданной технологией с помощью комплекса различных технических средств и людей, выполняющих определенные технологические операции. Известно, что технологические операции – это совокупность действий, направленных на изменение состояния предмета производства. В информационной системе предметом производства является информация, которая на выходе системы приводится к нужному пользователю виду и содержанию.

Термин «информация» все чаще используется для обозначения особого товара, стоимость которого зачастую превосходит стоимость системы, в рамках которой он существует. Осуществляется переход к рыночным отношениям в области создания и предоставления информационных услуг, с присущей этим отношениям конкуренцией и промышленным шпионажем.

Проблема защиты информационных систем становится еще более серьезной и в связи с развитием и распространением информационно-вычислительных сетей, территориально распределенных систем и систем с удаленным доступом к совместно используемым ресурсам.

Доступность средств вычислительной техники и прежде всего персональных ЭВМ привела к распространению компьютерной грамотности в широких слоях населения, что закономерно, привело к увеличению числа попыток неправомерного вмешательства в работу государственных и коммерческих автоматизированных систем как со злым умыслом, так и чисто "из спортивного интереса". К сожалению, многие из этих попыток имеют успех и наносят значительный урон всем заинтересованным субъектам информационных отношений.

В качестве возможных нежелательных воздействий на компьютерные системы должны рассматриваться: преднамеренные действия злоумышленников, ошибочные действия обслуживающего персонала и пользователей системы, проявления ошибок в ее программном обеспечении, сбои и отказы оборудования, аварии и стихийные бедствия.

В качестве защищаемых объектов должны рассматриваться информация и все ее носители (отдельные компоненты и автоматизированная система обработки информации в целом).

Обеспечение безопасности вычислительной системы предполагает создание препятствий для любого несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также для попыток хищения, модификации, выведения из строя или разрушения ее компонентов, то есть защиту всех компонентов системы: оборудования, программного обеспечения, данных (информации) и ее персонала.

В этом смысле защита информации от несанкционированного доступа (НСД) является только частью общей проблемы обеспечения безопасности компьютерных систем и защиты законных интересов субъектов информационных отношений, а сам термин НСД было бы правильнее трактовать не как "несанкционированный доступ" (к информации), а шире, - как "несанкционированные (неправомерные) действия", наносящие ущерб субъектам информационных отношений.

Важность и сложность проблемы защиты информации в автоматизированных системах обработки информации (АС) требует принятия кардинальных мер, выработки рациональных решений, для чего необходимо сконцентрировать усилия на вопросах разработки общей концепции защиты интересов всех субъектов информационных отношений с учетом особенностей тех прикладных областей, в которых функционируют различные АС.

Исследования проблемы обеспечения безопасности информационных систем ведутся как в направлении раскрытия природы явления, заключающегося в нарушении целостности и конфиденциальности информации, дезорганизации работы системы, так и в направлении разработки конкретных практических методов и средств их защиты. Серьезно изучается статистика нарушений, вызывающие их причины, личности нарушителей, суть применяемых нарушителями приемов и средств, используемые при этом недостатки систем и средств их защиты, обстоятельства, при которых было выявлено нарушение, и другие вопросы.

Для удовлетворения законных прав и перечисленных выше интересов субъектов (обеспечения их информационной безопасности) необходимо постоянно поддерживать следующие свойства информации и систем ее обработки:

доступность информации, то есть свойство системы (среды, средств и технологии ее обработки), в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость;

целостность информации, то есть свойство информации, заключающееся в ее существовании в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Точнее говоря, субъектов интересует обеспечение более широкого свойства - достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, то есть ее неискаженности. Однако, мы ограничимся только рассмотрением вопросов обеспечения целостности информации, так как вопросы обеспечения адекватности отображения выходят далеко за рамки проблемы обеспечения информационной безопасности;

конфиденциальность информации - субъективно определяемую (приписываемую) характеристику (свойство) информации, указывающую на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемую способностью системы (среды) сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий на доступ к ней. Объективные предпосылки подобного ограничения доступности информации для одних субъектов заключены в необходимости защиты законных интересов других субъектов информационных отношений.

Поскольку ущерб субъектам информационных отношений может быть нанесен опосредовано, через определенную информацию и ее носители (в том числе автоматизированные системы обработки), то закономерно возникает заинтересованность субъектов в обеспечении безопасности этой информации и систем ее обработки и передачи. Иными словами, в качестве объектов, подлежащих защите в интересах обеспечения безопасности субъектов информационных отношений, должны рассматриваться: информация, ее носители и процессы ее обработки.

Однако, всегда следует помнить, что уязвимыми в конечном счете являются именно заинтересованные в обеспечении определенных свойств информации и систем ее обработки субъекты (информация, равно как и средства ее обработки, не имеет своих интересов, которые можно было бы ущемить и нанести тем самым ущерб). В дальнейшем, говоря об обеспечении безопасности АС или циркулирующей в системе информации, всегда будем понимать под этим косвенное обеспечение безопасности субъектов, участвующих в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

В свете сказанного, термин "безопасность информации" нужно понимать как защищенность информации от нежелательного для соответствующих субъектов информационных отношений ее разглашения (нарушения конфиденциальности), искажения (нарушения целостности), утраты или снижения степени доступности информации, а также незаконного ее тиражирования.

Поскольку субъектам информационных отношений ущерб может быть нанесен также посредством воздействия на процессы и средства обработки критичной для них информации, то становится очевидной необходимость обеспечения защиты всей системы обработки и передачи данной информации от несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, незаконной модификации и/или разрушения любых компонентов данной системы.

Поэтому под безопасностью автоматизированной системы обработки информации (компьютерной системы) будем понимать защищенность всех ее компонентов (технических средств, программного обеспечения, данных и персонала) от подобного рода нежелательных для соответствующих субъектов информационных отношений воздействий.

Безопасность любого компонента (ресурса) АС складывается из обеспечения трех его характеристик: конфиденциальности, целостности и доступности.

Конфиденциальность компонента системы заключается в том, что он доступен только тем субъектам доступа (пользователям, программам, процессам), которым предоставлены на то соответствующие полномочия.

Целостность компонента системы предполагает, что он может быть модифицирован только субъектом, имеющим для этого соответствующие права. Целостность является гарантией корректности (неизменности, работоспособности) компонента в любой момент времени.

Доступность компонента означает, что имеющий соответствующие полномочия субъект может в любое время без особых проблем получить доступ к необходимому компоненту системы (ресурсу).

В свете приведенного выше подчеркнем, что конечной целью защиты АС и циркулирующей в ней информации является предотвращение или минимизация наносимого субъектам информационных отношений ущерба (прямого или косвенного, материального, морального или иного) посредством нежелательного воздействия на компоненты АС, а также разглашения (утечки), искажения (модификации), утраты (снижения степени доступности) или незаконного тиражирования информации.

Наибольшую сложность при решении вопросов обеспечения безопасности конкретных информационно-управляющих систем (информационных технологий) представляет задача определения реальных требований к уровням защиты критичной для субъектов информации, циркулирующей в АС. Ориентация на интересы субъектов информационных отношений дает ключ к решению данной задачи для общего случая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: