Место и роль философии в системе естественно научного и гуманитарного знания. Философия и наука

Определить функции Ф.-значит выявить их место и роль в обществ.жизни, в теоретич.и практической деятельности человека. К функциям относят: 1) мировоззренческая функция связана с абстрактно-теоретическим,понятийным объяснением мира.2) методологическая:фил-я выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.3) прогностическая: формулировка в рамках фил-и гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания,человека и мира.Степень вероятности прогноза выше,если фил-я опирается на науку. 4) школы теоретического мышления и мудрости (изучение истории фил-и). 5) критическая: распространяется на фил-ю и др.дисциплины. Принцип «Подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критич.подхода по отношению к существующ.знанию и социокультурн.ценностям. Играет антидогматич.роль.Но важна критика,основанная на диалектич.отрицании,а не абстрактный нигилизм.6) аксиологическая. Любая фил.с-ма содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с т.зр.самых различн.ценностей:социальных,нравств., эстет,идеолог,др.7) социальная – фил-я призвана объяснить социальное бытие и способствовать его мат.и дух.изменению. 8) гуманитарная: фил-я призвана осуществлять функцию интеллектуальн.терапии,что очень важно особенно в периоды нестабил.состояния общества.Способствует формированию гуманистич.ценностей и идеалов,утверждению позитивного смысли и цели жизни.===Все функции диалектически взаимо-связаны,через их целостное единство проявляется специфика и сущность фил.знания.== Фил-я и наука. При рассмотрении вопроса о соотношении Ф.и науки выделяют 3 аспекта его интерпретации:1)явл-ся ли Ф.наукой; 2)как взаимодействует Ф.и частные(конкретные)науки;3)как соотносится Ф.и вненаучное знание.== 1) В силу св.широты Ф.сложно отнести к науке. Во всяком случае, Ф.не обладает всеми признаками клас.науки. И все-таки Ф.-наука,т.к.она выступает в качестве такой же теоретич.дисциплиной,как и наука.Это означает:1)Ф. оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями,чо указывает на ее теорич.хар-р.2)использует общенаучн.методы познания (индукция,дедукция,анализ,синтез,мыслен.эксперимент, моделирование,др.). 3)опирается на положения различн.наук. →Ф.имеет научный хар-р. 2)Ф.делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е.Ф.имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.Крупнейшие открытия в конкретн.науках способствовали интенсивн.развитию Ф.:успехи естествознания в Новое время или в к.19-н.20 вв. повлияли на развитие фил.знания. Но и Ф.оказывает влияние на развитие частн.наук.Она не призвана делать открытия естественно-научного хар-ра,а влияет через фил.мировоззрение,методологию и ценностные ориентации,кот-е воздействуют на первоначальные позиции ученого. 3)Вненаучное знание включает: заблуждения, связанные с исследованиями людей,убежденных,что они создают подлин. науку,и паранауку (астрология,оккультные науки,магия, колдовство,др.).От заблуждений Ф.,как и любая др.наука,не м.б.гарантирована.Это м.рассматривать в качестве момента развития научн.знания и фил-и.Что касается отношения Ф.к паранауке,то Ф.и паранаука несовместимы.Необходимо научное миропонимание,иначе возможны опасные социал. последствия, как например,инквизиция,религ.фанатизм,фашизм,др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: