Античный атомизм

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Левкипп. (500—440 до н.э.) считается основателем древнегреческого атомизма. Он ввел понятия атома или неделимой частицы материи, пустоты как условия движения атомов и необходимости, определяющей все происходящее.

Демокрит (460—370 до н.э.) — ученик Левкиппа. Демокрит считал, что в основе мира лежат атомы- мельчайшие неделимые, непроницаемые, не воспринимаемые нашими чувствами, вечные, неизменные, невидимые частицы. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и местоположению. Бесконечность числа форм атомов обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы разделяются пустотой, поэтому они не соприкасаются. Демокрит считал, что душа и ум состоят из особых, «привилегированных» атомов, гладких, сферических, легковоспламеняющихся. Такие атомы Демокрит называет божественными. Но раз душа и ум образованы из атомов, значит, они появляются только после соединения атомов, следовательно, они вторичны. Когда человек прекращает свое земное существование, атомы его души легко рассеиваются в окружающем пространстве.

Демокрит исходил из того, что существуют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие — как пустоту.

В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем:

1) объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы.

2) давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов.

3) Атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.

Атомистическая концепция Демокрита оказалась настолько удачной, что просуществовала практически в неизменном виде почти до второй половины XIX в.

Эпикур. Вся бесконечная реальность, по Эпикуру (342—271 до н.э.), состоит из атомов и пустоты, которые вечны. К традиционным характеристикам атомов (форма, порядок, позиция) он добавляет еще одну: вес, тяжесть. Оттого-то атомы и движутся в пространстве — падают вниз под действием собственной тяжести. (у Демокрита движение атомов одинаково во всех направлениях.). Он считал, что атомы в произвольное время в произвольном месте могут самоотклоняться, это снова приводит к столкновениям и, таким образом, происходят события. Эпикур в отличие от стоиков вводит в мир случайность. Это необходимо для объяснения того, что во Вселенной что-то происходит. Главное же отличие атомистического учения Эпикура от концепции Демокрита заключается в допущении возможности случайного отклонения атомов от равномерного и прямолинейного движения, в результате чего они могут встретиться («сцепиться») друг с другом и образовать сложные тела(у Демокрита все фактически однозначно предопределено). Из учения о случайности следует важное следствие и для человеческой жизни. Если могут уклоняться от предписанной прямой атомы, значит и человек может уклониться от своей судьбы, от того, что навязывается ему обществом и государством. Таким образом, Эпикур обосновывает понятие личной свободы человека. В атомизме Эпикура важна также идея бесконечности миров, некоторые из которых, возможно, похожи на наш собственный. Миры непрерывно рождаются и исчезают. Однако «в целом ничто не меняется», поскольку и атомы, образующие мир, и их комбинации остаются всегда теми же по причине бесконечности космоса, где любая возможность уже реализована в действительности.

Тит Лукреций Кар. (сер. 1 в. до н.э.)- поэма «О природе вещей», в которой философские идеи Эпикура были переданы Лукрецием в форме поэтических образов. Знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения началось с публикации поэмы Лукреция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: