Проблема человека в истории философской мысли

Др Восток Раскрывается, в осн, в преданиях, сказаниях, мифах. Индия – Веды, Упанишады чел (Атман) – часть мировой души (брахмана), более совершенен и нравственен тот, кто освободился от мира объектов и страстей. Растен и животн объедин с чел, но только чел стрем-ся к свободе, совершенствованию. Китай – Конфуций высш сила – небо, но в центре его фил –чел, кот д. действ в соотв с моральн з-ном Дао д/ достиж-я ур-ня идеальн чел; Лао-цзы – даосизм (Дао-дорога, чел д. следовать ей. В целом: гуман отнош к миру, соверш-е внутреннего мира чел, приспособление чел к миру, а не наоборот, чел – сам себе бог, спаситель, мир и судьба чел связ с трансцендентным (запредельным) миром. Большое влиян на современное мировоозр восточн народов. Др Греция Первоначально чел живет в един мире с др людьми, неодуш и одуш предм. Софисты (Протагор) ставят чел на главн позицию (чел – мера всех вещей) Сократ этический рацион-зм – добродетель есть знание. Платон антропологический дуализм души и тела – душа вечна, трасцендентна, от ее хар-ки завис чел, наилучш- душа филос, наихуд – тирана; тело – враждебная материя => вечн трагизм чел сущ-я Аристотель социальность и разумность отлич чел от животн Эпикур отмеч, что фил лечит душу чел, как мед – тело, осн не социум, а индивид. Средневековье чел – ед-во божеств и человеч природы. Приобщаясь в божеств благодати можно стать сверхчеловеком. Грехопадение-искупление. Чел ничтожен перед Богом. Августин Блаженный: противоп души (человеческое) и тела – надо развивать себя (истоки экзистенциализма) Фома Аквинский чел – звено м/у животн и ангелами, ед-во души и тела. Возрожд и Нов время – гуманизм. Возр +антропоцентризм, вера в безграничн возм-ти человека, свобода воли человека, приближ индивидуализм, эгоизм и утилитаризм (Лоренцо Вала – осн свои интересы, а не общественные). Новое время Гоббс: чел не обществ сущ-во, «человек человеку волк» из-за конкур м/у людьми. Паскаль – антропологический рац-зм (дост-во чел в его спос-ти мыслить. Декарт «мылю =>сущ-ю», антропологич дуализм (тело – машина (Ламерти) Немецк классич фил-я Кант тоже дуализм, но нравственно (свобода)- природный (необходимость); чел – гл предм в мире. Категорический императив – внутр повеление чел Осн отлич чел – самосознание. Гегель – рационализм, осн отлич чел – мышление, приоритет социального целого над индивидом. Фейербах отриц духовное в чел – антропологич монизм Русск фил-я Материалистич учения (революционеры) Герцен чел вышел из прир мира благодаря разуму, личность созд-ся соц средой Чернышевский природно-монистическая сущность чел, он – высш произведение природы, но реш-е чел проблем связ с соц преобраз-ми. Религиозн фил-я – антропол-я на 1 месте Достоевск осн не Бог, а чел, рассм? о природе и сущн чел, сочет 2 началя – божеств и дьявольск. Так счит и Вл.Соловьев, Бердяев. Сысл сущ-я чел – соединение с богом, концепция сверхчеловека - богочеловека. Гуманистич хар-р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: