Бессознательное и сознательное в человеке

Долго сущ принцип антропологич рац-зма – мыслю, => сущ-ю. С Нового времени возн проблема бессознат-го над ней работ Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Наиб значим – Фрейд, кот определил это направление: 3 пласта психики 1 Оно – бессознат, огромн часть (влечен, стасти, в осн сексуальн, идеи, вытесн из созн-я) 2 Я человека – небольш пласт сознат-го 3 Свер-Я – идеалы и нормы общ-ва. Я разрывается между Оно и Свер-Я, но при этом либидо явл основным. Сильно также и желание смерти. Чел полон противоречий. Юнг и Фромм развили эти идеи. Юнг против эротичности чел, разделил бессознательное на пласты: личностное бессознательное (индив опыт), коллективное бессознательное (опыт поколений), кот сост из архетипов (образ родины-матери, богатыря, народн героя). Архетипы опр-ют созн-е чел. Фромм отверг эротич и соц сущн чел, но осн – двойственная природа чел – экзистенциальная дихотомия – противоречие между природой чел и его разумностью. Заслуга Фрейда – постановка проблемы, но он абсолютизировал роль бессозн-го, но теория эволюционировала – Фромм призн и знач-е созн-я, говоря о том, что в усл р-ка возн нов общ-во, где онс для чел будет «иметь», а не «быть».

Индивид и личность. Личность и соц ценности

Индивид – единичн предст-ль чел-го рода, без к-либо особ кач-в и свойств. Это понят бедно по содерж-ю, но богато по объему, тк кажд чел – индивид. Личность – его социальная индивидуальность, его особенные признаки и уник св-ва чел; в понят личн не вкл природно-индивид хар-ки индивида. Личность как соц индив-ть - синтез взаимод-я разл факторов (истор время, соц простр-во, практич деят-ть). Пробл лич-ти в ф-фии – вопрос в чем сущ-ть чел как лич-ти, ее место в истор и мире. Лич-ть рассм как индивид выраж-е и субъект обществ отношений, деят-ти и общ-я людей, тк все это влияет на лич-ть. Лич-ть проявл-ся в деят-ти, иначе это «вещь в себе». Социализация лич-ти – усвоение лич-ю знаний, норм, цен-тей, необх для жизни в этом общ-ве, пр всего через вкл-е в обществ отнош-я. Социолог-я осущ-ся в филогенезе (форм-е родовых св-в и кач-в) и онтогенезе (форм-е конкр лич-ти). Социолог-я – динамич процесс, при остановке – деградация. Лишение чел своб (сам суров наказ-е), воли, выбора, разума ведет к потере лич-ти, их поступки обусл-ся не ими самими. Нравственно-духовн сущ-ть лич-ти опред-ся соц средой и духовн миром чел; опр-ют судьбу чел и его след после смерти = сила воли, духа, интеллектуально-нравств кач-ва, поступки чел, ответственность (кот сопров-ет свободу, своб без ответ-ти = произвол) хар-ют личность и её след после смерти чел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: