Исторический период

Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

1. 4500 – 4000 г. до н.э. - Возникновение цивилизаций Шумера
и Аккада.

В глубокой древности южная часть Месопотамии (Шумер) представляла собой узкую заболоченную равнину. Население было принуждено жить на возвышенных островках или искусственных насыпях. Периодические разливы больших рек, особенно в их нижнем течении, вызывали частые, порой катастрофические наводнения. Воспоминания о них сохранились в древней легенде о мировом потопе.

Постоянная необходимость регулировать разливы больших рек, осушать затопленные районы и орошать более далекие явилась побудительной причиной сооружения большой и сложной системы искусственного орошения, включающей каналы, водохранилища и водоподъемники. Используя главные естественные богатства — камыш и глину, племена Южного Двуречья делали формованный кирпич, который шел на постройку различных зданий.

Более крупные архитектурные сооружения, очевидно храмы, были найдены археологами в нескольких местах, например в Уруке. В этом отношении особенно показательны обнаруженные здесь остатки древнейшей ступенчатой храмовой башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пестрой мозаикой. Хозяйственная жизнь и культура этого периода (времени Урука) получает свое дальнейшее развитие. Необходимость в составлении различных документов вызывает появление древнейшей картинной (пиктографической) письменности, следы которой сохранились на цилиндрических печатях.

Дальнейший прогресс в различных областях хозяйства и культуры обнаруживают предметы, найденные при раскопках в районе Киша. Развитие металлургии позволяет делать из меди кинжалы, топоры, наконечники копий, долота, резцы, рыболовные крючки, булавки, бусы и даже сосуды. Правда, все еще пользуются обсидианом и делают каменные орудия, но костяные вовсе выходят из употребления. Керамическое производство значительно совершенствуется.

Сосуды лепят на гончарном круге, который, возможно, был изобретен ранее, но теперь приобретает более совершенную вращающуюся форму. Жители умели обжигать кирпич (наряду с сырцовым все больше применяется обожженный) и делать колеса. На своих примитивных повозках, на лодках, а также вьюками они возили различные товары в соседние области и страны; все больше и больше развивался примитивный обмен. Имеются основания полагать, что в поселения эпохи Джемдет-Наср привозили лазурит, агат, алебастр, полевой шпат, горный хрусталь, строительное дерево и руду.

Наряду с хижинами из камыша и кирпичными домиками при раскопках обнаружен монументальный дворец размером 92x48 м. Скорченные костяки, погребения в циновках и следы трупосожжения позволяют говорить о наличии заупокойного культа. В эту эпоху окончательно формируется шумерийская культура, в создании которой принимали участие горные племена Севера и Востока, а затем семиты, пришедшие в Месопотамию из западных степей.

Образование древнейшего государства

Развитие сельского хозяйства, главным образом земледелия, основанного на искусственном орошении, возникновение металлургии и распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и необходимость увеличения рабочей силы. Имущественное расслоение внутри земледельческих общин привело к выделению родоплеменной знати, начавшей эксплуатировать труд рабов.

Становлению земледелия благоприятствовало плодородие почвы, обилие воды и естественных удобрений, которые приносили реки. Однако нужен был упорный труд, чтобы превратить болотистые области в земледельческие районы. Изначально надо было осушить сплошные болота, а затем регулировать разливы рек, создав систему искусственного орошения. Поэтому первые общины, образовавшиеся на территории южной части Месопотамии, вынуждены были заняться устройством сети ирригации.

В некоторых частях Нижней Месопотамии почва была уже в значительной степени обработана и щедро кормила многочисленное и трудолюбивое население. Судя по тому, что развалины таких крупных городов, как, например, Ларса и Урук, находятся всего лишь в 24 км друг от друга, плотность населения была довольно значительной.

Особую роль в жизни шумеров играла финиковая пальма. Она считалась у жителей Двуречья священным деревом. В связи с культом финиковой пальмы появляется легенда о «дереве жизни»; соответствующие изображения долго сохранялись на печатях шумеро-аккадской эпохи.

Развитие ремесел в древнейшей Месопотамии сильно тормозилось отсутствием важнейших видов сырья. Так, в южной части Двуречья не было ни металла, ни достаточного количества хорошего дерева и камня. Поэтому здесь очень широко пользовались глиной. Из глины делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, литейные формы, скамьи, печати, веретена, светильники, погребальные ящики, статуэтки. Уже в древнейшие времена из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Наконец, из глины изготовляли и главный строительный материал — кирпич, примешивая к глине рубленый камыш или солому. Этот кирпич иногда просто просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальных печах.

Дерево встречалось в Месопотамии редко и поэтому высоко ценилось. На большую стоимость дерева указывает обычай арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно привозил с собой все деревянные части дома и, покидая дом, увозил их вместе со своим имуществом. Из дерева жители древней Месопотамии делали оружие (луки и стрелы), орудия труда (мотыги, плуги, серпы), повозки, колесницы и корабли. Дерево часто заменяли камышом или тростником. Им пользовались для изготовления плетеных вещей, в качестве строительного материала, а также при кораблестроении.

Из кожи делали упряжь, обувь, шлемы, панцири, колчаны, а в позднюю эпоху — даже особый писчий материал. Ткани ткались из льна и шерсти. Кожевенное производство и изготовление шерстяных тканей прочно связало Шумер со степными районами, где активно развивалось скотоводство.

Предметы из железа попадаются во время раскопок крайне редко. Железо привозили из далеких областей Закавказья или Малой Азии — древних очагов металлургической, в частности железоделательной, техники.

В древнейших общинах Южной Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. почти все производившиеся продукты потреблялись на месте. В архиве храмового хозяйства Урука архаической эпохи сохранились документы на выдачу зерна, хлеба, пива и других продуктов разным людям, имена которых иногда точно указываются. В других крупных хозяйствах в эпоху Ура работникам также платили натурой: зерном, маслом, финиками, пивом, иногда шерстью, Подати, повинности и дань уплачивались чаще всего продуктами сельского хозяйства. Прочно сохранялся обычай производить оценку земли, шерсти, масла, рабов и мелких предметов при помощи зерна.

Древние общины, во главе которых стояли общинные советы, с течением времени превратились в более крупные общественные образования типа военных демократий. Вся власть в них номинально еще принадлежала народным собраниям, но фактически всем управляли главы наиболее богатых и знатных родов, из среды которых выходили жрецы, ведавшие храмово-общинным хозяйством. Плодородие всецело зависело от благосклонности богов и грамотного постоянного управления всей сложной системой ирригации, поэтому жрецы были главными хранителями мелиоративных знаний – «священными инженерами».

Аристократия, которая занимала высшие общинные должности и сосредоточивалась вокруг общинного храма — центра хозяйственной жизни и управления, вероятно, уже передавала должности по наследству. Наименее обеспеченные слои общинников превращались в бедняков и даже в рабов. Появились древнейшие социальные термины, обозначавшие богачей, владевших землей и патриархальными рабами — это «большие» люди (лугаль). Им противостояли свободные члены сельских общин.

Главы аристократических родов составляли советы старейшин, из числа которых выдвигались военачальники и выборные правители. Далекие воспоминания об этой промежуточной стадии военной демократии сохранились в древнешумерских эпических поэмах, например, в поэме «Гильгамеш и Акка».

Судя по документам (III тыс.до н.э.), это были очень маленькие, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители аристократии, носившие древний полужреческий титул «патэси» (энси).

Главной формой хозяйства в это время было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из главных хозяйственных функций древнейшего государства была организация и сохранение в порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших государств Месопотамии в своих надписях с гордостью говорят о своих заботах относительно развития искусственного орошения. Так, Урукагина, царь Лагаша, сообщает о сооружении им канала и водохранилища. А в надписи Римсина, царя Ларсы, говорится, что царь выкопал канал, «который снабдил питьевой водой многочисленное население... который дал изобилие зерна... вплоть до берега моря». Он его выкопал и превратил эту область в земледельческий район.

В сохранившихся документах упоминаются различные оросительные работы: регулирование разливов рек и каналов, исправление повреждений, причиненных наводнениями, укрепление берегов, наполнение водоемов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки каналов шумерской эпохи сохранились во многих местах, например, в области древней Уммы.

2. 24 – 22 вв. до н.э. – Объединение Шумера и Аккада под властью

Аккада при царе Саргоне I. Возникновение Вавилонии
со столицей Вавилон.

Из надписи Урукагины (XXIV в. до н. э.) видно, что тяжелая работа по орошению полей, огородов и садов производилась всем населением (рабы, общинники). Свободные общинники отрабатывали повинности на землях, принадлежавших царю или храму, их уделомбыл также тяжелый труд по орошению земли. Как видно из законов Билаламы (XX в. до н. э.), а также из ряда документов, существовали особые чиновники — «управители реки», которые ведали водным хозяйством. Очевидно, каналы были настолько велики, что по ним могли ходить даже большие суда, груженые зерном.

Необходимость проведения крупных оросительных работ, развитие меновой торговли с соседними странами и частые войны требовали централизации административного управления. Судя по надписям XXIV в. до н. э., один чиновник управлял всеми земледельческими работами, прежде всего связанными с искусственным орошением, также в его компетенцию входила раздача земель, выдача сельскохозяйственных орудий, управление продовольственными складами и царской казной.

Уже в конце IV тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города — хозяйственные, политические и культурные центры отдельных маленьких государств. Большое значение имел город Ур, который, судя по раскопкам, был значительным центром сильного государства. Религиозным и культурным средоточием всего Шумера издавна считался Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Известен также Лагаш (Ширпурла), ведший постоянную борьбу с соседней Уммой, и наконец, Урук, в котором по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гилъгамеш.

Ур не был единственным богатым и могущественным государством Нижней Месопотамии. Наряду с ними и другие государства вели между собой упорную борьбу за преобладание и господство в Южной, а отчасти и Средней Месопотамии. Таков Лагаш, история которого нам сравнительно хорошо известна.

В середине III тысячелетия до н. э. во главе Лагаша стояли сильные правители, объединившие под своей властью ряд соседних областей. Основы экономической и политической мощи Лагаша были заложены при Ур-нанше, основателе первой исторической династии Лагаша. Ур-нанше прославился своей строительной деятельностью. На одном сохранившемся рельефе изображен царь, лично участвующий в торжественной закладке храма. Царь сам несет на голове корзину с кирпичами, за ним следуют его родственники, чиновники и слуги. В надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Большого могущества Лагаш достиг при царе Эаннатуме, который вел упорные войны с соседними городами. Эаннатум освобождает Лагаш от господства Киша и присоединяет это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, Урук, Ларсу и Эриду, присоединив к Лагашу всю нижнюю часть Месопотамии.

Особенно упорную борьбу вел Эаннатум с соседним городом Уммой. В результате победоносной войны Эаннатум разгромил войска Уша, правителя Уммы, и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Эта победа запечатлена на памятнике, получившем название «Стэла коршунов». Древний художник изобразил поле битвы, усеянное трупами врагов, над которыми кружатся коршуны.

В других надписях описываются другие победы Эаннатума, одержавшего верх над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью говорит Эаннатум, что он «покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Эламу голову. Элам был отогнан в свою страну». Таким образом, в эту эпоху шумерское влияние проникает в Среднюю Месопотамию и даже в горную страну Элам.

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, укрепивший власть Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразивший нападение эламитов. В одном дипломатическом документе этого времени образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой.

Деятельность Урукагины

Как указывают документы времени Урукагины (XXV-XXIV вв. до н. э.). Последние представители династии Ур-нанше захватили в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления. Однако это вызвало недовольство жречества, которое издавна управляло храмовым хозяйством и в результате слияния храмового хозяйства с царским потеряло ряд своих привилегий. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя свободных общинников.

Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принужден был уступить свое место Урукагине, который захватил верховную государственную власть в результате насильственного переворота, опираясь на жречество и свободных общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своем царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что «бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей» (10 cap — 36 000).

Захватив власть, Урукагина провел несколько реформ, чтобы восстановить положение, ранее существовавшее в Лагаше и предоставить жречеству независимость в управлении храмовым имуществом. Вместе с тем Урукагина улучшил экономическое положение слоев населения, которые были его главной опорой.

Урукагина правил в течение шести лет. За это короткое время Лагаш достиг некоторого процветания. С гордостью сообщает реформатор о сооруженных им дворцах, храмах и каналах

Образование Шумерийского царства при Лугаль-Заггиси (XXIV в. до н. э.)

На седьмом году правления Урукагины правитель Уммы Лугаль-Заггиси во главе своих войск вторгся в Лагаш, опустошил город, сжег его храмы и дворцы, разграбил их сокровища и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи описывается опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, оправдывает реформатора: «Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-Заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба».

Не ограничившись завоеванием Лагаша, Лугаль-Заггиси поставил перед собой более широкую задачу — объединение всего Шумера и Аккада. Необходимость централизации оросительной сети, а также защиты страны от иноземных завоевателей требовала объединения всего Шумера в единое государство. И эту задачу впервые выполнил Лугаль-Заггиси. Как видно из его надписей, он покорил Урук, Ур, Ларсу и Адаб и древний религиозный центр — Ниппур.

Стремясь укрепить свою власть над всей страной, он опирался на жречество шумерских городов, призывая в качестве своих покровителей их главных богов. В своей большой надписи Лугаль-Заггиси впервые в истории Двуречья формулирует свою завоевательную политику в таких словах: «Царь стран (верховный бог Энлиль) передал Лугаль-Заггиси царство над страной... его власти покорил страны, так что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Нижнего Моря через Тигр и Евфрат до Верхнего Моря». С гордостью сообщает Лугаль-Заггиси, что «он дал Уруку заблистать в радости, поднял голову Ура, как голову быка до самого неба, наградил Ларсу, любимый город Баббара, водою радости, Умму, любимый город бога... поднял до высокого могущества».

Возвышение Аккада. Саргон I

Но этот расцвет Шумера был недолговечным. Он длился лишь в течение 25-летнего царствования Лугаль-Заггиси. В среднем течении Тигра и Евфрата появилось сильное аккадское царство, которое стало реальной угрозой для объединенного и независимого Шумера. Скоро борьба между шумерским Югом и семитским Севером завершилась наконец победой Севера. Саргон I (Аккадский), основатель семитского государства Аккада, подчиняет Шумер и объединяет под своей властью значительную часть Месопотамии. Саргон I был, очевидно, крупным политическим деятелем, воспоминание о котором сохранилось в поэтических легендах. В одном сказании говорится, что Саргон был подкидышем, которого воспитал водонос

Судя по этой легенде, Саргон насильственно захватил государственную власть и основал новую династию. Чтобы обосновать свои права на престол, Саргон объявил себя ставленником верховной богини Иштар. На стремление узаконить власть указывает и то имя, которое принял узурпатор, — имя Саргон (Шаррукин), что означает «истинный царь». Время царствования Саргона было временем внутреннего и внешнего усиления Аккада. Если лугаль-Заггиси объединил Шумер, то Саргон – Месопатамию.

Объединение большой части Месопотамии дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю систему орошения, которая была расширена новыми каналами. Далее, была установлена единая система мер и веса, отчасти основанная на десятичном счете, что способствовало развитию торговли. В связи с дальнейшим развитием военной политики было организовано постоянное войско, состоявшее из 5400 воинов, которые «ежедневно кормились» перед царем. Это постоянное войско было ядром тех больших армий, которые дали Саргону возможность осуществить ряд крупных завоеваний.

Чтобы закрепить свою власть в Аккаде, Саргон завоевывает сильнейший город Аккада — Киш и после этого именует себя «царем Киша» и «царем Аккада». Затем он обращает свое внимание на юг, чтобы окончательно покорить весь Шумер. Двинувшись во главе своего войска на юг, Саргон одерживает победу над Лугаль-Заггиси и 50 патэси, которые его поддерживали. Захватив и опустошив крупнейшие города Шумера — Урук, Ур, Лагаш и Умму, Саргон покоряет весь Шумер, достигает «моря» (Персидского залива) и в знак победы «омывает оружие в море». Объединив под своей властью Шумер и Аккад, Саргон принимает титул «царя страны, которому Энлиль не давал врага».

Саргон вторгается в Элам, чтобы обезопасить свои юго-восточные границы. Захватив ряд эламских городов, он вернулся к берегу моря и затем «пересек море в его восточной части». Закрепившись на берегах Персидского залива, Саргон захватил морские торговые пути, ведшие из Месопотамии в Индию и в Аравию. Затем Саргон двинулся на север и завоевал области, лежавшие по верхнему течению Тигра и тогда называвшиеся страной Субарту. Таким образом, он покорил и объединил почти всю Месопотамию.

Саргон не ограничился завоеваниями в пределах Двуречья. Саргон предпринял смелые походы на запад, где находилась страна Амуру, стремясь пробиться к берегам Средиземного моря и захватить богатые города побережья, а также западные караванные и морские торговые пути. В результате этих походов «Энлиль дал ему Верхнюю Страну Маер (или Мари), Ярмути и Иблу вплоть до Кедровых Лесов и Серебряных Гор». Страна Мари находилась к западу от Евфрата, Ярмути была расположена в Северной Палестине, «Кедровым Лесом» назывались горы Ливана, а «Серебряными Горами» — горы Тавра. Более того, в одном более позднем сказании говорится, что он пытался проникнуть даже в глубь Малой Азии.

По этой легенде, к Саргону прибыли послы от ассирийской торговой колонии Ганиш в Малой Азии с просьбой оказать Ганишу военную помощь. После обсуждения этого вопроса на военном совете Саргон посылает свое войско на помощь Ганишу и совершает крупные завоевания на северо-западе. Саргон основывал крупное военное государство, первую «мировую империю» которая претендует на гегемонию во всей Передней Азии, что ясно видно из титула Саргона «царь четырех стран света».

Однако государство Саргона было довольно непрочным. Завоеванные страны и покоренные народы не слились с Аккадом в единый государственный организм и, оставаясь зыбкой конфедерацией, тяготились тяжелым ярмом, наложенным на них завоевателем. Войны, которые вел Саргон в течение своего 55-летнего царствования, истощили силы аккадского народа. В конце его затянувшегося царствования по всей «империи» начались восстания, с трудом подавляемые центральной властью.

Преемники Саргона

Главной задачей Римуша, сына и преемника Саргона, было подавление восстаний, особенно разгоревшихся в Шумере и в Эламе, где еще были свежи воспоминания о былой независимости. Совершив походы в восставшие страны, Римуш победил мятежников и снова подчинил себе Шумер и Элам, приняв титул «царя Киша, господина Элама».

Но все же ему не удалось полностью умиротворить страну. Против царя подняли восстание «слуги его дома», возможно, придворные сановники, которые его убили своими печатями. Это был типичный дворцовый переворот, в результате которого старый деспот был свергнут, а его место занял, очевидно, его брат по имени Маништусу, провозглашенный царем.

Маништусу продолжал военную политику своих предшественников. Он предпринял поход в Элам, чтобы подавить вспыхнувшее там восстание, и покорил области Элама — Аншан и Ширихум. Далее он переправил свои войска через Персидский залив и вторгся в юго-западные области Ирана, где разбил коалицию правителей 32 стран и захватил серебряные рудники и каменоломни.

В эту эпоху особенно усиливается царская власть. Царское хозяйство почти полностью поглощает храмовое, а царь щедрыми подачками пытается расположить к себе высшее жречество. Так, Маништусу особым указом определяет размер владений и доходов храма Шамаша в Сиппаре Особенно интересны надписи на обелиске Маништусу, в которых фиксируется покупка царем крупных земельных владений, очевидно у сельских общин, которые быстро исчезают.

Наивысшего могущества Аккадское царство достигло при Нарамсине (Нарам-сину), который совершил поход в Сирию и к берегам Средиземного моря, ходил войной в Элам и заключил договор с правителем Авана, эламский текст которого сохранился до наших дней. Базальтовая плита с изображением Нарамсина, найденная к северо-востоку от Диарбекира, указывает на то, что аккадские войска проникли в области верхнего Тигра. Наконец, поход Нарамсина в далекую страну Маган (Аравию?), откуда доставляли черный диорит для изготовления статуй и сосудов, должен был пробить дорогу на юг, чтобы установить торговые связи с южными странами. Так, при Нарамсине из страны Мелухха привозили порфир, золотой песок и различные породы дерева.

Завоевательная политика Нарамсина усилила Аккадское царство, во главе которого стояли могущественные деспоты. Этих царей провозглашают богами и им воздают почести как божествам. Нарамсин называет себя «божественным Нарамсином, могущественным богом Аккада». На обломке одной его статуи сохранилась знаменательная надпись: «Четыре страны света все вместе склонились перед ним».

3. 22 – 21 вв. до н.э. - Правление горцев гутиев в 22 – 21 вв. до
н.э.

Завоевание Месопотамии гутиями

Вскоре после смерти Нарамсина наступил упадок Аккадского царства. Горное племя гутиев, населявшее горы Загра, вторглось с востока в Месопотамию, опустошило всю страну и подчинило ее своей власти. В шумерских и аккадских надписях красноречиво описываются бедствия, причиненные несчастной и опустошенной стране. Так, в одной надписи дается длинный перечень городов, «дочери которых плачут из-за гутиев».

Шумерские города воспользовались ослаблением Аккада, чтобы восстановить и даже расширить свою внешнюю торговлю. Нового расцвета достиг Лагаш, в котором в то время правил патэси Гудеа, очевидно, находившийся в зависимости от гутиев. Откупаясь от них тяжелой данью и посылая их царю золотые слитки, изделия из драгоценных металлов, троны и дорогое оружие, Гудеа сумел защитить свой город от иноземного вторжения. Надписи этого времени говорят о широкой строительной деятельности Гудеа. Материалы для постройки храмов доставлялись из разных, порой далеких стран. «Чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходил из Элама, житель Суз приходил из Суз, Маган и Мелухха с гор доставляли лес». Ценный кедровый лес привозили с Ливанских гор и с гор Амана, мрамор — из «Тидана, горы в Амурру», медь, золотой песок и разные деревья — из гор Мелуххи, диорит для статуй — из страны Маган. Очевидно, внешняя торговля Лагаша достигла расцвета.

Сохранившиеся статуи изображают Гудеа в скромном облике человека, внимательно рассматривающего строительный чертеж, разложенный на его коленях. В одной надписи рассказывается, как Гудеа, повинуясь вещему сну, предпринимает перестройку храма в Лагаше. Сам правитель руководил постройкой, лично закладывал первый камень. В нем был устроен бассейн для священной воды. Близ храма был разбит сад с голубями, рыбный садок и парк с дичью. В торжественный день окончания постройки в храм были внесены статуи богов.

Гутии господствовали в покоренной ими Месопотамии около 125 лет. В течение этого времени гутии ассимилировались с культурно развитыми племенами Аккада и Шумера. Цари гутиев восприняли более высокую шумерскую культуру и стали пользоваться аккадским языком. Но иноземцы были ненавистны местному населению. Возможно, что происходили восстания против иноземных угнетателей. Наконец, усилившийся Шумер поднялся против гутиев. Утухэгаль, царь Урука, выступил против Тирикана, царя гутиев, которого надписи называют «драконом гор, врагом богов, унесшим в горы царство Шумера». После кровопролитной битвы Утухэгаль одержал решительную победу над гутиями, обратил в бегство Тирикана, разбил его войско, а его самого взял в плен. Так кончилось господство гутиев в Месопотамии.


4. 21 - 20 вв. до н.э. Изгнание гутиев шумерами.

Гутии — это еще одна этническая группа арийского происхождения, проживавшая восточнее шумеров, у подножия Загроса. В период двоевластия, характерного для шумерских городов-государств, гутии выступали в качестве союзников одной из сторон. Основанный в результате сотрудничества с правителями некоторой части шумерских городов-государств и способствовавший падению семитской династии Аккадов, этот союз сыграл значительную роль. В историю вошла практика создания такого рода союзов, сохранившаяся до наших дней. Примерно 2150 г. до н.э. правители части шумерских городов, вступив в союз с группами амореев семитского происхождения (это слово по-шумерски означает «западные»), низвергли и изгнали эту династию

III династия Ура.

После изгнания гутиев господство в Месопотамии перешло к царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Объединение всей Месопотамии в централизованное государство способствовало развитию земледельческого хозяйства. Расширяется оросительная сеть, проводятся новые каналы, остатки которых сохранились близ Уммы.

С развитием сельского хозяйства связано развитие ремесел, что видно из документов, содержащих отчеты ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчеты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Близ Ниппура был построен большой склад для хранения зерна, овощей, плодов и других продуктов, поступавших в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения.

Развитие хозяйства приводит ко все большему развитию торговли, как внутренней, так и внешней. До нас дошли отчеты лавок, которые торговали различными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли все чаще применяются весовые металлические деньги в виде слитков серебра.

Государство централизуется и находится под властью обоготворявшегося царя. Патэси, ранее бывшие самостоятельными правителями маленьких независимых государств, превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных приказам властителя. Теперь патэси слабее связаны со своими городами. Цари часто переводят их из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, финансово-податные и судебные функции и был тесно связан с храмами, пользуясь их хозяйственными ресурсами.

Сохранившиеся части судебного кодекса указывают на усиление центральной власти. Очень интересны законы царя Ур-Намму — основателя III династии Ура. Эти законы устанавливали тарифы цен и систему мер и веса. Некоторые статьи касаются ирригационных и строительных работ.

Больше того, царь вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость разных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Некоторые статьи законов указывают на значительное развитие рабовладения. В ст. 40 говорится о продаже раба, рабыни, быка или «иного ценного предмета», причем в том случае, если покупатель не может указать продавца, то такого покупателя следует считать вором.

Используя хозяйственные ресурсы объединенной Месопотамии, цари III династии Ура ведут завоевательную политику, стремясь установить свою гегемонию в Передней Азии. Эта политика достигла своего расцвета при Шульги (2100-2042 гг. до н. э.), который совершил девять походов против восточных горцев, племен лулубеев, вторгся в Элам, опустошил Аншан и оставил там своего наместника, шумерийского патэси. Далее Шульги двинулся на север, завоевал страну Субарту и области по верхнему течению Тигра.

Наконец, Шульги проник в Сирию и даже в восточную часть Малой Азии. Так образуется большое царство под властью царей III династии Ура. Внешним выражением их мощи является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе почести как божеству. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы.

Могущество Ура было недолговечным. Грозные тучи собирались на западе. Кочевые племена аморитов все чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Месопотамии. Гимиль-син вел с ними упорную борьбу и даже построил для защиты от них «стену аморитов». В борьбе с нашествиями аморитов, шедших с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно слабеет царство Ура. Последний царь Ура по имени Иби-син, продолжает отчаянную борьбу на два фронта, но его армии были разбиты войсками объединившихся царей Мари и Элама.

Древняя и высокая шумерская культура сильно повлияла на культурное развитие народов Передней Азии. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведен на хурритский и хеттский языки. Памятники шумерского искусства были найдены в развалинах Ашшура, древнейшей столицы Ассирии. Наконец, шумерское право оказало влияние на развитие права в Вавилоне, Ассирии, Малой Азии, и Палестине. Таким образом, культурное наследство шумеров было воспринято народами Передней Азии, но сами шумеры исчезли. Для последующих поколений древнейшим центром цивилизации становится Вавилон.

6. 18 – 12 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии горцами касситами
и правление касситов (до 1155 г. до н.э.).

Древний Вавилон

В середине III тысячелетия до н. э, различные западно-семитские племена стали проникать в плодородную низменность Тигра и Евфрата, переходя от кочевого быта к оседлому земледелию. Эти племена скотоводов, которые пасли свои стада овец в сухих степях между Сирией и Месопотамией, как говорится в надписях, еще не знали «ни домов, ни городов» — у них не было «ни зерна, ни хлеба». Они пришли в Двуречье из Страны Запада (Марту) и потому получили название аморитов.

В конце III тысячелетия до н. э. в средней части Месопотамии находился город, носивший еще древнешумерийское название Кадингир, но в котором правил наместник с семитским именем Утур-илу. Возможно, что именно здесь немного позднее возник город Вавилон, ставший крупным торговым и культурным центром, столицей могущественного государства, в котором правили цари из аморитской династии.

Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие торговые пути, речные и караванные, Вавилон с течением времени приобрел большое экономическое и политическое значение, особенно в царствование Хаммурапи, который объединил под своей властью почти все Двуречье. Многочисленные сохранившиеся документы, в частности древнейший свод вавилонских законов, административная переписка царя с местными чиновниками, строительные надписи, деловые документы, наконец, богатый архив, найденный в столице государства Мари, дают возможность подробно изучить историю этого времени.

Деловые, административные и юридические документы, главным образом хорошо сохранившийся и наиболее полный из всех древневосточных судебников свод вавилонских законов царя Хаммурапи, позволяют восстановить хозяйственную жизнь Месопотамии. Текст законов высечен на большом базальтовом столбе, на котором изображен и вавилонский царь, стоящий в торжественной позе перед верховным богом Шамашем.

Судебник Хаммурапи является дальнейшим развитием шумерских законов Ур-Намму, Липит-Иштара, а также законов Билаламы, царя Эшнунны. Вавилонский свод более систематичен. В нем чувствуется попытка законодателя объединить в группы близкие по содержанию статьи законов, хотя он все еще не является кодексом в полном смысле слова. Это скорее свод отдельных судебных решений (казуальное право), в котором ясно прослеживаются отголоски и старого обычного права. Судебник содержит ряд статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабеж), прав воинов.

Вавилон и Ассирия

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 г. разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Завоевание Вавилона касситами

Касситы, населявшие горы, расположенные к востоку от Тигра, и раньше проникали в Месопотамию в качестве поселенцев и наемников. Около 1750 г. до н. э. войска касситов во главе со своим вождем Гандашем вторглись в Вавилонию и образовали здесь свое касситское государство. Преемники Хаммурапи в течение 155 лет оспаривали у касситов власть над Месопотамией, которая распалась на ряд княжеств.

Окончательную победу одержали касситы. Им удалось захватить Вавилон. Касситский царь Агум II назвал себя царем касситов и Аккада и даже «царем четырех стран света». Касситы, стоявшие в культурном отношении ниже вавилонян, заимствовали вавилонскую культуру, и их цари даже попытались восстановить завоевательную политику Вавилона.

Во всяком случае, им удалось завоевать Шумер. Касситский царь Агум II совершил походы в области верхнего Ефрата и покорил часть месопотамской степи. В своей надписи он гордо сообщает, что он привез из страны Хана статуи Мардука и Сарпанит, украсил их золотыми одеждами, драгоценностями и роскошными коронами и снова их водворил в храме Э-Сагила в Вавилоне. Агум II называет себя «царем Кашу(кассит) и Аккада, царем обширной страны Вавилона, который поселил много людей в Ашнуннаке». Больше того, власть касситского царя распространилась и на Гутиум, лежавший к востоку от Тигра.

Деловые документы и особенно надписи на кудурру, т. е. на межевых камнях с текстом царского земельного пожалования, позволяют изучить общественный строй Вавилонии в касситский период. В это время еще прочно существовала сельская община и общинное землевладение. Во главе общины (биту) стоял начальник общины (бел бити), при котором находились советник, надзиратель и жрец-заклинатель. Общинники и чужаки-переселенцы, входившие в состав общин, несли различные повинности в пользу царя и должностных лиц общины.

Однако древнее общинное землевладение все больше вытесняется частным аристократическим землевладением. Касситские цари жалуют земли своим чиновникам, вельможам и приближенным, причем эти поместья выделяются из коллективного владения сельских общин, как это видно из текстов на межевых камнях. Обычно в царских жалованных грамотах говорится, что данный земельный участок передается в собственность определенному лицу. Больше того, начальнику общины и общинникам воспрещается предъявлять свои права на данный участок и требовать от его владельцев выполнения повинностей в пользу общины.

Касситские цари стремились укрепить аристократическое землевладение. В некоторых надписях на кудурру говорится, что земля, жалуемая царем, освобождается от всех повинностей, натуральных податей и принудительных работ в пользу царя. Такие же льготы получали и храмовые земли, например, принадлежащие храму Мардука, как видно из одного документа времени Агума II. Усилению аристократии способствует и дальнейшее развитие рабовладения.

Сохранились документы, фиксирующие продажу рабов и рабынь, причем рабы-эламиты оценивались в 10 шекелей серебром, а рабыни — в 7 шекелей. В одном документе упоминается продажа «ребенка из страны Кардуниаш», что указывает на распространение рабства даже в среде самих касситов. Касситы, правившие в Вавилоне свыше 500 лет, в значительной степени восприняли шумеро-вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа.

Касситские цари называли себя «любимцами Мардука», старались усилить вавилонское жречество, укрепляя культ бога Мардука — «владыки стран» — и поручая Ниппурскому храму собирать подати зерном, маслом, финиками, мукой и скотом. С течением времени касситские цари все больше подчинялись вавилонской культуре. Царь Караиндаш еще называл себя «могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кашшу (касситов), царь Кардуниаш (Вавилонского царства)». Но его преемники в своих титулах уже пропускают название Кашшу.

Господство касситов ознаменовано не только политическим, но и культурным упадком Вавилона. Немногими культурными достижениями являются использование, главным образом в военном деле, лошадей и нового, более удобного способа датировки при помощи счета годов по годам царствования правившего царя. Некоторые из царей касситской династии, имевшей девять поколений (1518—1270 гг. до Р. Х.), оставили по себе добрую память. Владычество касситов не было особенно тяжелым для вавилонян; но Вавилонии вскоре пришлось встретиться с новым могущественным врагом, с которым началась ужасная, полная кровопролитий борьба, длившаяся в течение многих веков. Этим новым врагом была родственная Вавилонии Ассирия. Упадок Вавилона продолжался до VII в. до н. э., когда образовалось могущественное Ново-Вавилонское царство.

Впервые Ассирия заявила о себе, как о политической силе, к концу касситского владычества над Вавилонией,. Чувствуя слабость этой чужеземной династии, ассирийские цари начали смело наступать на Вавилонию, и некоторое время спустя отважные воители Ассирии появились уже под стенами самого Вавилона, а в 1270 году ассирийский царь Тиглат-Адар взял Вавилон и низверг Касситскую династию. Власть Ассирии, впрочем, не сразу упрочилась над Вавилонией отношения между двумя странами находились в весьма неопределенном состоянии. В Вавилонии были две партии: одна — состоявшая из приверженцев Ассирии, другая — из приверженцев старой династии.

7.1595г.до н.э. – захват Вавилона хеттами.

Цивилизация хеттов существовала в 1900—1200 гг. до н.э. как следствие колонизаторских действий шумеров в Малой Азии и во внутренних областях Анатолии. За основу своего развития она взяла шумерскую модель. Основываясь на преимуществах, даваемых многочисленными рудниками, расположенными в регионе, эта цивилизация соперничала и с Вавилоном, и с Ассирией, и с Египтом. В 1595 г. до н.э. Вавилон был оккупирован хеттами, в 1243 г. до н.э. было подписано Кадешское соглашение с Египтом.

8. 11 – 8 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитскими племе-
нами аромеев. Ассирия и Вавилония.

8. 11 – 8 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитскими племе-
нами аромеев. Ассирия и Вавилония.

ПРАВИТЕЛИ МЕСОПОТАМИИ (транскрипция имен расходится, но править не стал – привыкайте, что можно по разному. ПИК.).

Ниже приводятся краткие сведения о самых значительных правителях Месопотамии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: