В целом в данный период русская школа сохраняет черты, заданные государственным периодом (государственность, сословность, профессионализм).
Не получает распространения элементарное образование: цифирные школы, учрежденные Петром I, постепенно приходят в упадок.
Разнообразные сословные профессиональные школы сохраняют свой самостоятельный, завершенный характер, выпуская готовых специалистов.
Попытка завести общеобразовательные школы оказывается безуспешной. Гимназия Глюка в Москве просуществовала всего десять лет (1705 - 1715 гг.). Гимназии при Петербургском и Московском университетах, Казанская гимназия до конца XVIII века были сословными учебными заведениями, не носили общеобразовательного характера.
Высшее образование долгое время было представлено университетом при Академии наук в Петербурге, который пустовал несколько десятилетий, Московским университетом, который до XIX века был сословным профессиональным заведением для мелкопоместных дворян и разночинцев и готовил их к непосредственной практической деятельности.