Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969)

Завершение войны не оказало существенного влияния на изменения характера труда заключённых. По-прежнему правительство рассматривало их как стабильную силу, способную активно участвовать не только в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, но и в создании новой промышленно-производственной базы.

В рассматриваемый период вносились изменения в систему управления милицией и ИТУ.

18 марта 1946 года V сессия Верховного Совета СССР приняла решение о преобразовании Совета народных комиссаров (СНК) СССР и союзных республик в Советы Министров (СМ). В связи с этим решением НКВД был преобразован в Министерство внутренних дел (МВД), в состав которого, так же как и в НКВД, входили Главное управление милиции (ГУМ) и Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ).

Ужесточение карательной политики в послевоенные годы было связано с введением новых законов в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан», в которых было введено понятие экономических преступлений с довольно свободным его толкованием, вызвало дальнейшее расширение системы лагерей, численность заключённых в которых резко возросла к 1950 году.

Вновь принимавшиеся законодательные акты также предусматривали санкции в виде лишения свободы на длительные сроки. Были и необоснованно репрессированные.

Согласно принятым в первые послевоенные годы ведомственным нормативным актам, лица, осуждённые к лишению свободы на срок до трёх лет, содержались в исправительно-трудовых колониях, а на срок три года и более – в исправительно-трудовых лагерях. В лагерях были установлены два вида режима: общий и усиленный. На усиленном режиме содержались осуждённые за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, побег из мест заключения, а также рецидивисты.

Одновременно проводилась работа по совершенствованию структуры аппарата управления ИТУ. В 1947 году в составе ГУЛАГа создаётся первое управление по оперативной работе и охране. Соответственно на уровне исправительно-трудовых лагерей и Отделов исправительно-трудовых колоний организовались отделы (отделения). На местах оперативные работники и командиры военизированной охраны переходили в подчинение начальникам лагерных подразделений, колоний.

Отмена в 1947 году применения смертной казни в качестве меры уголовного наказания развязала руки воровскому миру. Сведение счётов и расправа над неугодными, в том числе и представителями администрации, часто приводившие к физическому их устранению, вызвали настоящий «беспредел» в лагерях. Государство, учитывая рост тяжких преступлений и их общественную опасность, в том числе и в местах лишения свободы, вынуждено было восстановить в 1950 году применение смертной казни.

Положение в местах лишения свободы усугубляло совместное содержание уголовников-рецидивистов и лиц, впервые осуждённых за неопасные преступления. На это обстоятельство обращается внимание работников лагерей и колоний в приказах МВД СССР по результатам расследования чрезвычайных происшествий в местах заключения.

В 1948 году был введён строгий режим для содержания лиц, злостно нарушающих режим в местах лишения свободы и уклоняющихся от труда. Он был законодательно закреплён Постановлением Совета Министров СССР «Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников».

В послевоенные годы в жизни исправительно-трудовых лагерей и колоний прослеживается явная тенденция к обострению оперативной обстановки, межличностных отношений в среде осуждённых. Для их нормализации, наряду с ужесточением режимных ограничений, требовались срочные меры, позволяющие стимулировать правопослушное поведение заключённых и одновременно решить проблему разгрузки лагерей и колоний от избыточного лагерного населения. В качестве таких мер было признано целесообразным обратиться к широко используемой в пенитенциарной системе зарубежных государств практике применения амнистий, которые в то же время рассматривались как важный фактор воспитательного воздействия.

Первые послевоенные амнистии имели свои особенности: при их применении в расчёт не принималось поведение и отношение заключённых к труду в период отбывания наказания. Такой подход характерен для исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 года «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Подобным образом решался вопрос о применении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1947 года «Об освобождении от наказания осуждённых беременных женщин и женщин, имеющих при себе в местах заключения детей», одноимённых указов Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1949 года и 26 августа 1950 года.

Однако уже в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1952 года «О льготах заключённым, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина» в качестве критерия досрочного освобождения от дальнейшего содержания в исправительно-трудовых лагерях указывается на их честное отношение к труду.

Амнистия, как одна из форм государственного воздействия на повышение эффективности деятельности мест заключения, не в состоянии была обеспечить должный порядок в этих учреждениях, оказать серьёзное влияние на формирование правопослушной личности. Требовалась коренная перестройка всей исправительно-трудовой системы.

В 1950 году была введена оплата труда заключённых, а с 1952-1953 годов в некоторых ИТУ стали применяться зачёты рабочих дней.

Указом ПВС СССР от 27 марта 1953 года в стране была проведена массовая амнистия заключённых, отбывающих сроки в исправительно-трудовых лагерях, и большинство ИТУ (за исключением тех, в которых содержались особо опасные государственные преступники) передаются в ведение Министерства юстиции СССР. Однако уже в начале 1954 года они вновь были возвращены МВД СССР.

Начиная с середины 1954 года деятельность ИТУ регламентировалась в основном не ведомственными, а нормативными актами, принятыми высшими законодательными и исполнительно-распорядительными органами государственной власти.

Указами ПВС СССР от 24 апреля и 14 июля 1954 года было восстановлено досрочное и условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы.

В 1954 году начала осуществляться реформа исправительно-трудового права. 10 июля Совет Министров СССР одобрил Положение об ИТЛ и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Перед лагерями и колониями ставилась главная задача – исправление и перевоспитание осуждённых на основе приобщения их к труду.

Важное значение для укрепления законности в деятельности ИТУ имело утверждённое 24 мая 1955 года Указом ПВС СССР положение о прокурорском надзоре в СССР, предусматривающее и прокурорский надзор за местами лишения свободы.

В октябре 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы МВД СССР», в котором значительное внимание было уделено вопросам совершенствования исполнения наказания. Было признано нецелесообразным дальнейшее сохранение исправительно-трудовых лагерей, которые подлежали реорганизации в исправительно-трудовые колонии. С этого времени систему ИТУ образуют исправительно-трудовые колонии, признаваемые основным видом ИТУ, и тюрьмы. В ИТК было установлено три режима: общий, облегчённый и строгий.

Данное постановление предусматривало усиление воспитательного воздействия на осуждённых, привлечение всех осуждённых к труду. Были восстановлены участие общественности в деятельности ИТУ, создание самодеятельных организаций осуждённых и проведение политико-воспитательной работы.

12 декабря 1958 года Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствии с ними.

27 октября 1960 года был принят Уголовный кодекс РСФСР, а 29 августа 1961 года Указом Президиума ВС РСФСР утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.

В результате была создана та система исправительно-трудовых колоний, которая с некоторыми изменениями существует до настоящего времени. Это колонии:

- общего режима – для впервые судимых за менее опасные преступления;

- усиленного режима – для впервые судимых за тяжкие преступления;

- строгого режима – для неоднократно судимых, но не признанных особо опасными рецидивистами;

- особого режима – для особо опасных рецидивистов и лиц, которым смертная казнь в порядке амнистии или в помиловании заменена лишением свободы;

Женщины, признанные особо опасными рецидивистками, содержались в колониях строгого режима, отдельно от мужчин. Остальные осуждённые к лишению свободы женщины – в колониях общего режима. В тюрьмах содержались осуждённые, нуждавшиеся в особо строгой изоляции.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей был принят Указ ПВС СССР от 12 апреля 1962 года, который утвердил новое Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних Министерства охраны общественного порядка РСФСР. В нём впервые предусматривалось содержание несовершеннолетних осуждённых в колониях двух видов режима – общем и усиленном. Общий режим был предназначен для содержания осуждённых за менее тяжкие преступления и всех осуждённых женского пола; усиленный – для ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, а так же лиц, совершивших тяжкие преступления.

Указом ПВС РСФСР от 26 июня 1963 года «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осуждённых к лишению свободы, твёрдо вставших на путь исправления» система колоний дополнилась ещё одним видом – колонией-поселением. Вопрос о переводе осуждённых, вставших на путь исправления, из ИТК общего, усиленного и строгого режимов в колонии-поселения рассматривался народным судом по месту отбывания наказания.

Указом ПВС СССР от 20 марта 1964 г. «Об условном освобождении вставших на путь исправления впервые осуждённых с направлением их на стройки народного» был введён ещё один вид условного освобождения из мест лишения свободы. Условно освобождённые направлялись на стройки предприятий народного хозяйства.

В 1964 году большинство тюрем было преобразовано в следственные изоляторы, куда переводились лица, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Осуждённые к тюремному заключению и лица, переведённые на тюремный режим из колоний, по-прежнему содержались в тюрьмах.

Значительным событием в истории исправительно-трудовых учреждений в рассматриваемый период является кодификация исправительно-трудового законодательства.

Основы исправительно-трудового законодательства были приняты шестой сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года и введены в действие с 1 ноября 1969 года. Это был первый в истории Советского государства общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания. В 1970-1971 гг. в соответствии с Основами ИТЗ во всех союзных республиках были приняты исполнительно-трудовые кодексы. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят 18 декабря 1970 года и просуществовал с большим количеством изменений и дополнений до 1 июля 1997 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: