КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Для студентов всех специальностей
Разработан канд. экон. наук, доцентом
кафедры "Философия" Шеенко Л. В.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Лекция 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Культура как социальное явление.
Лекция 2. Уровни, формы и типы культуры.
Лекция 3. Культура эпохи первобытности.
Лекция 4. Культура Древнего Мира.
Лекция 5. Культура Средневековья.
Лекция 6. Ренессанс и Реформация.
Лекция 7. Культура нового Времени. Художественные стили Нового Времени.
Лекция 8. Культура Новейшего Времени.
ЛІТЕРАТУРА
1. Греченко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000.
2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М., 1998.
3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. — М., 1999.
4. Історія світової культури: Навч. посібник/ Керівник авт. колективу Л.Т.Левчук. — К., 1999.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.
|
|
6. Культурология. Учеб. пособие. / Под науч. ред. Г.В.Драча — Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.
7. Культурология в вопросах и ответах. Учеб. пособие. ― Р.-на-Дону, 1999.
8. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури: Навч. посіб. — К.: "Знання", 1999.
9. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ За ред. М.М.Заловича. — К., 2000.
10. Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.
Лекция 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Культура как социальное явление
План лекции:
1. Культурология как наука и учебная дисциплина.
2. Понятие, сущность и структура культуры.
3. Функции культуры.
4. Универсалии культуры.
Культурология как наука и учебная дисциплина
Введение|ввод| в программы высших учебных заведений дисциплины "Культурология" стало важным шагом на пути воспитания современного человека. Не просто "узкого специалиста", а личности, ориентированной|ориентируемой| на высокие цели и ценности, личности, которая имеет широкую эрудицию и глубину мышления.
Интерес к культурному наследию человечества имеет давние корни. Людей всегда волновали загадки прошлого, "экзотические|экзотичные|" традиции соседей, желание оставить как можно|как можно| более яркий след в истории. Вспомним|вспомнить| стремление деятелей Ренессанса возродить традиции и|и| идеалы Античности; настоящий|данный, нынешний| бум " египтомании " в напо|подлинный,истинный|леоновской Европе|теперешний|; самые значительные археологические открытия: Троя, Помпеи, Махенджо-Даро и др.
Географические открытия|отворять| XVI-XV|открывать|II вв. расширили представление европейцев о культурном многообразии человечества, хотя и не поколебали убежденности в исключительности европейского культурного мира|мира|. Появлени|света|е огромного количества этнографических описаний разных культур от Оке|различных|ании до Индии и|и| Дальнего Востока, первые попытки систематизировать наблюдения за жизнью людей, которые имеют непохожие традиции, привычки, верования, в трудах ученых-натуралистов и|и| мыслителей Нового Времени подготовили почву для предоставления|придания| гу|грунт|манитарному знанию статуса научного.
|
|
Европейская философия впервые|впервые| заговорила о культуре человеческого общества |общества| как о социальном |товарищество|явлении лишь в ХVIII ст.|возрасте| благодаря деятелям эпохи Просвещения|просвещения|. Был введен соответствующий научный термин. А "вечные" вопросы: кто мы?, откуда мы?, какие мы?, для чего мы живем? приобрели|находили| новое философское содержание.
К|до| середине|средине| ХХ ст. изучение феномена культуры велось в обособленных рамках философии, истории, этнографии, лингвистики. Круг|окружность| научных дисциплин, которые включали культуру в сферу своих интересов, постоянно расширялся. К|до| этнографам и философам присоединились антропологи, социологи, психологи, политологи. Стали появляться разнообразные|многообразные| культурологические концепции и теории.
Со второй половины прошлого|прошедшего| века|столетия| начинается этап всестороннего межпредметного исследования культуры.
В 1949 г.|г.| для обозначения новой научной дисциплины, которая включает теорию и|и| историю культуры, американским антропологом Лесли Уайтом был предложенный термин " культурология".
Сначала новый термин воспринимался специалистами как языковый варваризм, поскольку объединение латинского слова cultura и греческого logos, с точки зрения классической филологии, является нежелательным. Лишь|только| несколько лет спустя он закрепился на почве|грунте| восточноевропейской культуры, именно здесь получив широкое распространение. В западной же науке термин "культурология" так и не прижился.
Культурология — это комплексная наука на стыке гуманитарного и|и| социального знания о |познания|человеке и|и| обществе|общество|, которое изуча|товарищество|ет культуру как целостность во всем многооб|цельный|разии ее проявлений.
Предметом изучения культурологии является история и|и| закономерности социокультурного процесса; культурное наследие человечества, достижения и|и| памятники мировой культуры; факторы|факторы|, которые формируют культурные интересы и|и| потребности разных социальных|надобность,нужда| групп;|различных| механизмы и|и| инструменты создания|создания|, сохранения|хранения| и|и| передачи новым поколениям ку|сбережения,сохранности|льтурных ценностей.
Процесс становления этой относительно|в отношении| молодой науки, которая заняла свое место в отечественной системе гуманитарных и общественных наук в качестве самостоятельной научной дисциплины, все еще продолжается|продолжается|.
Осознание необходимости изучения новыми поколениями социального феномена культуры, закономерностей социокультурного развития — это ответ на запрос общества, которое нуждается в творцах и руководителях будущего, понимающих процессы, которые являются движущей|двигательной| силой эволюции общества и человека.
Целью|целью| учебной дисциплины "культурология" является расширение кругозора будущего специалиста|специалиста|, формирование у современного молодого человека системного представления|представления, представления, представления| и глубокого понимания сути и закономерностей культурного развития общества и человека. " Не |сущности|в политике и|и| не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества|общества|", — утверждал выдающийся русский философ Н.А.Бердяев.
|
|
Отсюда вытекают следующие|такие||последующие| задачи|задаче| этой д|задача|исциплины:
· ознакомление студентов с многообразными проявлениями и достижениями человеческой культуры;
· ознакомление с основными этапами и закономерностями мирового культурно-исторического процесса;
· воспитание уважения и толерантного отношения к своим культурным традициям, а также традициям других народов и стран;
· пробуждение у студентов интереса к искусству, формирование художественного вкуса|смака| и эстетических|эстетичным| представлений;
· анализ особенностей и проблем современного этапа социокультурного развития, осознание личной ответственности за дальнейшее|последующее| развитие общества.