Духовный мир первобытного человека

Как уже было сказано|говорилось|, материальное бытие на раннем этапе развития человечества было органично связано с жизнью духовной. Человеческая деятельность, образ жизни носили синкретический характер. То есть одной из важнейших черт первобытной культуры является синкретизм [гр. нерасчлененность, характерная для первичного|начального| неразвитого состояния|состояния, достатка| |первоначального|чего-либо ], осознание своего единства из|с| окружающим миром, природой и|и| всем, что существует, органическое слияние материальных и|и| духовных элементов человеческой жизнедеятельности. Так, ритуал|совершает, делает| перед охотой включал танец|танец| (чаще всего основанный на подражании повадкам животных), пение, музыку, специальный наряд и украшения, магические действия, которые существовали в неразрывном единстве, и|и|, в то же время, были неотъемлемой частью|частью| процесса добывания пищи.

Духовная жизнь первобытного человека была, таким образом, динамичной, развивающейся целостностью|цельный|. Ее составляющими являются: язык|язык||речь|, знания, веро|познание|вания, нравственность, художественное творчество, табу (запреты), законы и|и| обычаи, которые человек |какие|открывал|отворяла|, создавал, распр|открывает|остранял|распространяла| и|и| усваивал в социальном бытии|обществе|.

· Язык |язык||речь|, как знаковая система, служил для первобытного человека средством|средством| самовыражения|выражения|, |стоимостью|мышления, общения. Формирование членораздельного языка|речи| стало результатом и|и| факторо|речи|м|средством| дальнейшего|дальнейшего| духовного развития человека, осмыс|стоимостью|ления окружаю|последующего|щего мира и своего "Я"|и|, закрепления информации в языковых структурах, передачи социального опыта|опыта|.

Сконструировать связь между вещью|делом| и|и| представлением о ней с помощью на|посредством|бора звуков, издаваемых благодаря механизму артикуляции, и, главное, не просто услышанных, н|услыхал|о и понятных собеседнику — это настоящее тв|подлинное,истинное|орчество. Когда это было достигнуто, возникла основа ку|основание|льтуры в области духа.

· На ранних этапах развития культуры появляется|появляється| мифдревнейшая|якнайдавніша| форма представлений человека об устройстве и возникновении|та| мироздания|світобудови,світоустрою|, позднее — о божествах и героях, представленные в довольно фантастической форме. Миф является способом осмысления природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, суть которого заключается в том, что окружающий мир очеловечивается, одушевляются космос, явления природы, человека стремится гармонизировать себя с миром, "сделать" Вселенную подобной себе, а значит, понятной и ясной.

Мифотворчество — это познание|знания||опознание| челове|познания|ком мира|мира| путем с|света|оотнесения его с самим|с| собой, с|с| тем, что уже изв|с|естно, понятно, пережито.

Мифотворчество первобытных людей лежит в основе|основании| их верований и религиозных представлений.

· Ранние религиозные верования — это отдельные и|и| относительно систематизированные представления первобытных людей, которые отражают|отображают| их убежденность в существовании сверхъестественных сил и|и| существ,|сверхприродных,сверхестественных| способных|способных| оказывать влияние на человека и|и| окружающий его мир|мир|. Первичными|начальными| объектами религиозного поклонения были предметы, растения, животные, явления природы.

Верования теснейшим образом связаны с религией. Но любая|какая-нибудь| |и| религия, в отличие от разрозненных верований, является стройной|согласованной| системой взглядо|стройной|в, которые отображают|отображают| веру человека в существование сверхъестественной силы|естества, сущности| или существ — бога (бог|сверхприродной,сверхестественной|ов). Поэтому ранние религиозные верования называют также проторелигией.

Науке известны четыре формы ранних религиозных верований:

· Тотемизм, основанный на вере человека в сверхъестественную|сверхприродную,сверхестественную| кровно-родственную|родственную| связь со с| своим тотемом — животным, растением, явлением природы, которые считаются родоначальником племени, рода.

· Фетишизм — вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов — фетишей.

· Воображение человека отделило|отделила| сверхъестественные свойства |сверхприродные,сверхестественные|предметов, животных и|и| явлений природы от них самих, превратив в самостоятельные сущности — души, духов. На этой основе возникли верования, которые определяют сроком анимизм [от лат. anima — душа ]. Это создало впоследствии возможность разделения в сознании людей мира на реальный и сверхъестественный.

· Фетишизм связан с магией. Под магией понимается совокупность обрядов, основанных на вере в способность человека сверхъестественным|сверхприродным,сверхестественным| образом воздействовать на других людей, силы природы и|и| потусторонний мир|мира|.

На основе веры в бессмертную душу сформировались заупокойный|погребения| культ и|и| культ предков (которые и |какие|после смерти продолжали оказывать влияние на жизнь рода).

· С ранними религиозными верованиями связано возведение т.н. мегалитов [от гр. megas большой + |великий|lithos камень ] — сооружений|сооружений| из|из| огромных камней, которые сл|исполинских|ужили, вероятно, могильными памятн|по всей вероятности|иками и|и| святилищами. Мегалитические сооружения|сооружения| стали прообразом скульптуры и|и| архитектуры, они органично переплетались с проявлениями художественного сознания первобытного человека.

Известны три типа мегалитов:

менгиры — отдельно стоящие вертикальные камни, которым|каким| со временем|впоследствии| стали|начали| придавать более четкие формы, наделять чертами|предела|, схожими с|с| |оделять|изображением чел|границы,черты|овека и т.п.|и тому подобное, и тому подобное| По всему свету сохранилось немало менгиров разнообразных форм и размеров|всевозможных|, целые ал|по всему миру|леи менгиров;

дольмены — сооружение из нескольких вертикально поставленных камней, перекрытых сверху горизонтальной плитой, — прообраз всех архитектурных сооружений|сооружений|;

кромлехи — сложные композиции из|с| больших|великих| камней, расставленных|расстановляет| чаще всего в виде концентрических|концентричных| кругов|окружности|. Самым известным кромлехом является Стоунхендж в Англии.

· Искусство, как отдельная сфера культуры, возникает, когда человек научился создавать и|и| передавать специфическую художественную информацию. Но|и| "первые шаги" в сфере художественного творчества имели, несомненно|несомненно|, и|и| самостоятельное значение. С|с| получением способнос|с|ти образного восприятия и|и| отображения действительности формируется художественно-образное мышление — метафорическое, оценочное, эмоционально|эмоциональный| значимое. Однако|однако| об искусстве можно говорить лишь с того времени, когда первобытный человек смог за|только|креплять, храни|с этого времени|ть и|и| передавать художественную информацию с помощью |беречь|специальных средств|средств| — в рисунке и|и| звуке, камне, глин|посредством|е и|и| дереве.

Искусство выполняет|исполняет| важные функции развития духовности человека, преобразования окружающей действительности на основе представлений о красоте, идеалах и совершенстве.

Предметом первобытного изобразительного протоискусства были животные, сцены охоты, позже — фигуры людей, танцы|танец|, а также ритмично организованные геометрические узоры, линии, цветные "гаммы". Эти символические изобра|символичные|жения были уже чем-то, что выходит за рам|исходил|ки простого воссоздания окружа|воспроизведения,воспроизводства|ющего мира, стали отражением|отражением, отображением| эстетических чувств, абстрактного мышления, духовного мира человека.

Сохранились целые "галереи" художественного творчества наших первобытных предков: в пещерах Ляско (Франция), Альтамира (Испания) и др. Первобытный человек научился создавать петроглифы — наскальные изображения животных, птиц|птиц|, рыб, охотников, сцены, которые повествуют о каких-то действиях и событиях. Их называют " летопись на скалах". И хотя первобытная культура — это культура бесписьменная, именно из петро|с|глифов впоследствии "вырастает" письменность.

Таким образом, духовный мир нашего далекого|дальнего| предка был миром|светом| культуры, миром|светом| создания значимых|значащих| для его души и не потерявших привлекательности для нас, сегодняшних, ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: