Общие черты культур Древнего Мира

Понятие " Древний Мир" охватывает|охватывающий| достаточно длительный период общечеловеческой культуры — от 4-го тыс.л. до н.э. к|до| середине|средине| V ст.|в.| н.э. и имеет самые широкие географические рамки, которые охватывают все|охватывающий| континенты и уголки Мира:|света| Древний Египет, Месопотамию, Ме|Месопотамию|соамерику, Древнюю Индию и Китай, Древнюю Русь и др.

Все эти несхожие, на первый взгляд, культуры имеют общие характерные черты, которые дают основание для объединения их всех в|до| один культурно-исторический тип:

· переход|перехождение| от присваивающей|присваивать| деятельности (сбор, охота) к пр|обор,сборка,собирание|оизводящей|до| деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло);

· переход от синкретичности, присущей первобытной культуре, к дифференциации форм общественной жизни, в том числе, разделению|розділення,поділ| видов трудовой деятельности и|та| сфер самой культуры;

· трансформация первобытной общины в классовое рабовладельческое общество |товариство|;

· формирование государственности разных типов: восточные деспотии, рабовладельческая демократия, монархии, империи;

· появление письменности, позволившей не только обеспечить функционирование сложной государственной и|та| экономической системы, но и способствовало возникновению принципиально нового понимания времени;

· возникновение исторического времени — то, что ему предшествовало, — это доисторическая эпоха или предыстория;

· традиционность, которая способствует|содействует| самосохранению культуры путем устоявшихся традиций, обычаев, порядков, привычных|обычных| форм жизнедеятельности;

· этому способствует|содействует| также нормативность и каноничность — следование жестко закрепленным нормам и правилам, которые регламентируют все сферы жизни;

· сакрализация всех сфер жизнедеятельности;

· политеистичность верований (за исключением единственной|единой| монотеистической религии Древнего Мира — иудаизма|юдаизму|);

· монументальность, обусловленная стремлением поклоняться миру|свет| божественному и увековечить величие и могущество|могучесть| власти земной.

Культурное наследие древневосточных цивилизаций|типа|

Культура древневосточных цивилизаций является во многом ключевой для понимания всей истории человечества. Именно люди Древнего Востока (Древнего Египта, Месопотамии|Месопотамии| или Двуречья, Палестины и др.) сделали решительный шаг от многотысячелетней первобытной культуры к|до| созданию того особого типа самоорганизации человечества, который|какой| мы называем цивилизацией.

Именно в древневосточных цивилизациях закладываются основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных исканий грядущих поколений человечества.

До 4 тыс.л. до н.э. в регионах, которые связаны с долинами больших|великих| рек|речки| (Нил, Тигр, Евфрат), сформировались предпосылки для возникновения первых цивилизаций. Теплый климат, плодородные|родючие| земли, большое|великое| количество воды способствовали интенсивному развитию земледелия, которое|какое|, однако, столкнулось с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ.

Подобные масштабы деятельности неминуемо должны были привести к|до| техническим, организационно-управленческим, социальным и|и| культурным изменениям. Растущая|смены| потребность в |надобности,нужды|рабочей силе удовлетворялась использованием ра|употреблением|бов, главным ис|головным|точником по|истоком,родником|полнения численности которых бы|каких|ли завоевания (а это, в свою очередь, способствовало со|содействует|вершенствованию военного ис|войскового|кусства и техники), и система долгового рабства, которая требовала правовому урегулированию долговых и имущественных отношений, то есть стимулировала развитие такой области культуры, как право.

Усложнение форм хозяйственной и общественной жизни вело к социальной дифференциации и становлению жестко фиксированной классовой структуры рабовладельческого общества. А необходимость регулировать и регламентировать взаимодействие разных социальных слоев вылилось в формирование строгой иерархической государственной структуры.

Ярким образцом такого государства может служить Древний Египет, социальная структура которого отлилась в емкую и законченную форму пирамиды, подножием которой служили рабы, свободные земледельцы и ремесленники, а вершиной ― фараон, бывший собственником всего, имевшегося в государстве, получавший неограниченную пожизненно власть по наследству и почитавшийся как живой Бог..

Потребность в сохранении целостности и незыблемости подобной социальной структуры способствовала формированию культуры традиционного типа, главной характеристикой которой является передача на протяжении столетий и тысячелетий, из поколения в поколение исторически сложившихся обычаев, порядков, правил поведения.

Сакрализация или обожествление власти ― характерная черта большинства государств Древнего Мира. Это способствовало формированию более зрелого, по сравнению с первобытными верованиями, типа религии ― политеизма или многобожия, когда на мир божественный проецировалась социальная иерархия мира человеческого.

Таким образом, культуру древневосточных государствможно определить как сакрализованную культуру традиционного типа.

Цивилизации Ближнего Востока и Древнего Египта, представляющие собой яркие образцы цивилизаций древневосточного типа, имеют не только вполне очевидные черты сходства, но и существенные отличия.

· История собственно древнеегипетской культуры укладывается в хронологические рамки с 4-го тыс.л. до н.э. до IV в. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским.

К началу 4-го тыс.л. до н.э. относится и формирование основного комплекса мифологических представлений, которые служат ключом к мировоззрению древнего египтянина.

На первый план выдвинулся солярный культ солнечного бога Ра.

Ключевым мифом, раскрывающим основные представления древних египтян, был миф о боге земледелия и плодородия Осирисе, его божественной супруге и сестре Исиде, коварном брате боге пустыни Сете, убившем Осириса, сокологоловом боге Горе ― сыне Осириса и Исиды, который отомстил за отца, победив Сета, и вернул Осирису жизнь. Утвердившись в качестве божественного владыки на земле, Гор стал родоначальником всех фараонов, в то время, как его отец остался владыкой и верховным судьей в царстве мертвых.

Осирический миф принадлежит к характерным для земледельческих культур мифам, основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскресающего бога, символизирующем годовые природные циклы. В то же время, миф об Осирисе и Горе обосновывал божественную природу власти фараона и сакральность государства.

Миф об Осирисе связан также с вопросом о жизни и смерти. Оптимистической уверенностью в бессмертии объясняется столь важный для древнеегипетской культуры заупокойный культ с его традицией сохранения мумифицированного тела и грандиозными погребальными сооружениями.

Заупокойный культ и ритуализация всей общественной жизни нашли отражение в преимущественно культовом искусстве Древнего Египта: строительстве гигантских гробниц, таких, как пирамиды в Гизе, и грандиозных храмовых комплексов; развитии скульптуры и живописи, призванных запечатлеть облик и деяния умершего; помпезных театрализованных мистериях, иллюстрирующих тайны загробной жизни и воскрешения души и пр. Даже правовые нормы египтяне закрепили в сакральных текстах, помещаемых в гробницах, ― " Книге Мертвых ".

Все сферы жизни древнего египтянина были подчинены канонам. Канон определял место человека в мироздании и обществе, закреплял его самого и его потомков за определенной социальной ячейкой; канон обуславливал специфику ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей; канон закреплял принципы изображения в искусстве, облик архитектуры и т.д.

Культура Древнего Египта была предельно нормативной. В мифологии и искусстве нельзя найти образы героев, проявляющих непослушание установленным законам или бросающих вызов миропорядку. Древний египтянин предстает перед нами человеком, ощущающим свою вписанность в незыблемый мировой и социальный порядок, осознающим свою сопричастность вечности и пренебрегающим индивидуальностью в пользу гарантированного и устойчивого положения как в этом земном мире, так и в мире загробном.

· В отличие от размеренной древнеегипетской истории, история народов, живших в Месопотамии, была наполнена бурными событиями: последовательными возвышениями и падениями государств Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона и др.

Большое значение для европейской культуры имеет также история древних евреев и Израильского царства.

Смешение этносов и смена культур, непрерывные войны, носившие истребительный характер, и особенности земледелия, зависящего от капризов природы, ― все это вело к тому, что в культуре Месопотамии господствующей стала не идея вечности и незыблемости, как в Египте, а идея бренности, преходящести всего сущего.

Идеей бренности всего сущего проникнуты строки древнейшего из дошедших до нас памятников эпической литературы ― шумерского эпоса о Гильгамеше и скорбные строки Книги Екклесиаста ― самой трагичной из библейских книг, авторство которой приписывалось царю Израильского царства Соломону (Х в.).

В политеистических религиях этого региона, наряду с культами богов различных стихий (Ану ― бог неба, Энлиль ― бог воздуха, Энки ― бог подземных вод и др.) особое место занимали астральные культы, отражавшие единственно вечное и упорядоченное в мире ― движение звезд. Таков, например, культ Иштар ― богини любви и войны.

В таком культурном контексте претерпела изменение и идея государственности. Царь считается сопричастным божеству, но он уже не бог, а смертный человек. Принципиально важным поворотом в человеческом сознании стало фиксирование светских правовых норм, обеспечивающих могущество и слаженное функционирование государственной структуры. В ХVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов. Взаимоотношения всех социальных слоев и отдельных людей регулировались теперь не их личной волей (взаимными соглашениями, кровной местью и пр.), и даже не волей божественной (как, например, Суд Осириса в Египте), а государством.

Тотальному контролю со стороны государства были подчинены все сферы культуры, все проявления человеческой деятельности, превращая его тем самым в государство тоталитарное.

В сравнении с культурой Древнего Египта, культура Месопотамии отличалась несколько иными ценностными ориентациями ― блага земной жизни, долголетие и мир были более приоритетными, нежели ценности мира загробного. Это была более светская по духу культура.

В отличие от древнего египтянина, человек, живший на Ближнем Востоке и в Месопотамии, не был просто винтиком безличной сакрализованной системы, он был поставлен перед необходимостью выбора, личного самоопределения, пусть даже в очень жестко заданных рамках, как, например, Авраам, не только избранный Богом, но и избравший Бога и заключивший с ним Договор. Не случайно именно в данной культуре впервые появляются образы полубогов и героев, противостоящих богам (так, Гильгамеш воспротивился могущественной богине Иштар).

· Ученость древнеегипетских и вавилонских мудрецов оставила огромный пласт знаний в области астрономии, геометрии, мелиорации, медицины. И сегодня мы пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деление часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре, хотя многие достижения древневосточной культуры оказались утраченными для нас навсегда.

Мифологические представления древних евреев, выкристаллизовавшись в первые библейские тексты, стали идейной основой будущего христианства и всей современной европейской духовной культуры.

Неслучайно поэтому культуру древневосточных цивилизаций мы называем " колыбелью мировой цивилизации ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: