Искусство и другие сферы культуры

Чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами, с которыми оно имеет много сходного и различного.

Взаимодействие искусства и политики носит многосторонний характер. Прежде всего, это политика государства в отношении искусства и его деятелей: финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов, возможное ограничение свободы творчества. Кроме того, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, официально одобренный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И наконец, − отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.

Неразрывно связаны искусство и философия. Их взаимодействие имеет свои закономерности. Искусство – это своеобразный художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Творец, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме передает нам свои чувства и свои представления о мире, отражающие мировоззренческие взгляды эпохи либо противостоящие им.

Так, например, художественным зеркалом XX в. считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер[91], охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как «закат» европейской культуры; голландский культуролог Й. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет[92], увидевший в современной культуре тенденцию «дегуманизации искусства»; американский социолог П. Сорокин[93], отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационального или идеалистического, типа культуры. Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю[94] и Ж. Сартра[95], С. Дали[96], в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше[97], А. Шопенгауэра[98], М. Хайдеггера[99] очевидна. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство[100].

Отношения между искусством и религией многоаспектны. Во-первых, как религия, так и искусство применяют знаки и символы, поскольку искусство и религия представляют собой символические системы культуры. «Произведения искусства и практика и обряды религии указывают на субъект-объектную действительность, которая не является непосредственно доступной восприятию человека и не выражается однозначным способом. Религиозные обряды и литургия – это сложная форма искусства, охватывающая значимый язык человечества, жесты, пение, музыку, танцы перед богом»[101]. У религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, т.е. регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено.

Так, например, в буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон − воплощения Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове − ушниша − символ его мудрости, положение руки на уровне груди − символ бесстрашия и т.д.

В мусульманской архитектуре купол мечети − символ божественной красоты, башня минарета − символ божественного величия, письмена на стенах мечети − символ божественного имени Аллаха.

В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля − Ноев Ковчег, который «ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном»; в виде многоугольника (как бы звезды) означает, что «церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире».

Во-вторых, «религия и искусство оперируют языком символов, метафор, языком более эвокативным, экспрессивным и эмоциональным, чем информативным. В религии, подобно искусству, язык служит не только для передачи информации, но также и для выражения переживаний и формирования внутреннего мира. Литургия, как и искусство, использует слова литературным способом, т.е. метафорически и символически»[102]. В-третьих, как религия, так и искусство являются одновременно и традиционными, и современными; иными словами, они ориентированы на настоящее и вместе с тем они представляют в наглядной форме прошлое с его историческими событиями. В-четвертых, религия вдохновляет искусство, доставляет ему новые идеи, содержание и новые цели. Поэтому в каждой культуре развивается сакральное искусство-архитектура, живопись, скульптура, музыка и литература, связанные органически с религией или выступающие ее культурным выражением»[103].

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, формируют самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство. В истории культурыимеются целые периоды полного подчинения искусства религиозному мировоззрению: это западно-европейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода и др. Характерная особенность искусства этих периодов в том, что оно приближает верующего к Богу.

Религия и культура [104]

«Религия пракультурна. Хатчисон писал: все философии имеют религиозное основание, все религии имеют философский смысл. На самом же деле – не только философии, но все человеческие институты, ибо все они вышли из религии. Жрецы рабовладельческого Египта были единственными хранителями древнего знания, и в средневековой Европе Просвещение, как оно того не отрицало, рождалось в монашеских кельях. Достаточно сказать, что величайший ученый всех веков и народов Роджер Бэкон был монахом, как и математик Луллий, как и Мерсенн, как и Иоанн Креститель Реформации – Эразм Роттердамский.

«Не убий и не начинай войны; не помысли народ свой врагом других народов; не укради и не присваивай труда брата своего; ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства братьев своих и все сотворенное ими сохрани и почитай; чти природу как матерь свою и помощницу; пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; пусть живет все живое, мыслится мыслимое; пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным...» – да если бы от религии осталось только это, то одного этого хватило бы, чтобы говорить о высочайшей культуре. <…>

Не представляет сомнений, что религия – явление культуры, что многотысячелетняя история человечества в основном развивалась в рамках различных религий. Это касается и морали, и обычаев, и обрядов, а также музыки, архитектуры, изобразительных и прикладных искусств. Поэтому изучение религий как культурных явлений составляет необходимую часть образованности каждого человека. <…>

Преподавателям необходимо воспитывать уважение и терпимость к верованиям и убеждениям человека. <…>».

Еще одна сфера, неразрывно связанная с искусством – это наука. Наука как и искусство познает действительность, и это ее главная функция. Но в отличие от научного художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений. Развиваясь во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, искусство использует добытые наукой знания о природе, обществе и человеке, а потому, в свою очередь, делает общедоступными важнейшие открытия научной мысли.

В XX в. человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. Еще в античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «techne» означал и «науку», и «ремесло», и «искусство». Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. «Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности − это только одна из его граней наряду с другими − эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры»[105].

«На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах»[106].

В современную эпоху появляются виды искусства, являющиеся синтезом искусства и техники, поэтому проблема их соотношения сегодня очень актуальна. Благодаря технике расширяются выразительные возможности искусства. Театральные представления уже давно не ограничиваются только игрой актера и мастерством режиссера, сегодня они уже не возможны без сложного светового и музыкального оформления. Появляется новый электронный способ звукоизвлечения в музыке.

В результате стихийного формирования визуальных и функциональных свойств окружающего мира возникает новый вид искусства – дизайн [107], который стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В последнее время весьма распространенным видом дизайна является Web-дизайн [108]. И это неудивительно, ведь развитие продуктов Интернет-бизнеса является весьма удобным как для реализации экономических интересов различных компаний, так и для реализации художественных замыслов самого дизайнера. Кроме того, это относительно новое направление в дизайне, которое все больше требует появления новых специалистов.

Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: