Анализ и система показателей потребительского спроса

К основной задаче комплексного изучения рынка, позволяющей оп-ределить его общие характеристики, относится анализ и оценка наме-ченных к продаже изделий (услуг) с точки зрения их спроса. Это один из наиболее важных и ответственных этапов анализа рынка.
В теории маркетинга спрос на товар или услугу определяется как платежеспособная потребность, поэтому не всякая потребность есть спрос. Объем рыночного спроса в каждый конкретный момент времени составляет некоторую долю емкости рынка.
Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса опре-деляет перспективность продуктового рынка или рынка услуг.
Величина спроса и емкость рынка в каждый конкретный момент времени является функцией нескольких факторов: структуры рынка эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. Это многофункциональная зависимость делает оценку спроса достаточно сложным процессом.
Определение спроса и размеров включает в себя оценку величины и структуры текущего действующего спроса и перспективную оценку спроса на рынке. Текущий спрос можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период. Первым шагом в определении текущего действующего спроса является определение его за год, предшествующий году проведения исследования, или, если этих данных недостаточно, то за несколько предыдущих лет.
Следует учитывать, что потребители неохотно делятся информацией о структуре спроса, предпочтениях и гибкости рынка. Поэтому отсутствие статистической информации о влиянии различных факторов на величину спроса необходимо компенсировать экспертными оценками спроса и его изменения под воздействием экономических явлений.
Так как рыночный спрос имеет многофункциональную природу, то для его прогнозирования необходимо, по результатам анализа рынка, выделить ключевые факторы, определяющие его динамику. Затем нужно оценить степень их влияния на спрос и составить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе какого - либо метода.
Главной задачей при изучении рынка является определение продол-жительности жизненного цикла товара (ЖЦТ) — от зарождения до на-чала насыщения рынка. Смену фаз цикла спроса возможно только пре-дугадать, поэтому необходимо пересматривать стратегию фирмы в со-ответствии с меняющимися условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: