Определение наиболее вероятных оценок состояния рынка в будущем может осуществляться различными способами. Наиболее представительные из них следующие:
1) метод экспертных оценок;
2) метод статистической экстраполяции (метод тренда или продления динамических рядов). Он заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период;
3) метод экономико-математического моделирования - построения многофакторных моделей с использованием ЭВМ;
4) графический метод, трендовые модели.
Все показатели конъюнктуры можно представить в виде четырех групп:
– показатели материального производства, характеризующие предложение товара:
– абсолютные показатели (натуральные и стоимостные), например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобнее измерять соответственно в тоннах, киловаттах в час, баррелях;
– относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.), например, индексы, составляемые на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики;
– косвенные показатели: объем или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объем инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д.;
– показатели спроса на товары;
– показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;
– цены как наиболее концентрированные показатели.