Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Философия конфликта, иерархия вопроса




В системе научного знания Нового времени наибольшее влияние и признание имели 5 научных картин и способов их познания:

схоластическая – в рамках которой природа и общество тракту­ются как некий шифр, т. е. текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке и пониманию (Г. Галилей, И. Кеплер);

механистическая – в пределах которой природа и общество ха­рактеризуются как механизм, машина, все детали которой выполняют строго предназначенные для них, характерные функции (И. Ньютон);

статистическая – в которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил – природных, экономических, политических и т. д. (Ч. Дарвин);

системная – где природа и общество характеризуются главным образом как организованные системы, подсистемы, состоящие из элемен­тов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и жизне­стойкость как подсистем, так и больших систем в целом (В. И. Вернадский);

диатропическая картина мира и такой способ познания, в рамках которого реальность бытия трактуется как буйство красок, где возникают объединения и разъединения сил, образующие ряды признаков сущего, позволяющие видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво (С. В. Мейен, Ю. В. Чайковский, С. В. Чебанов).

На стыках системной и диатропической картин мира, соответст­вующих им способов познания активно развивается синергетика, или си-нергетическое видение мира. В определенном смысле синергетика про-


должает развивать идеи системного подхода применительно к конкрет­ным механизмам и закономерностям самоорганизации, рассматриваемой как результат активности социального субъекта. Понятия «неустойчи­вость», «порядок», «беспорядок», «параметры порядка», «высокая степень неопределенности», «хаос», «режимы с обострением», «конфликтующие структуры» и др. входят в понятийный аппарат синергетики, отражают всеобщность некоторых самоорганизующихся процессов в социальных системах.

Естественно, что в разных картинах мира технико-технологические и социальные инновации, а также сопровождающие их конфликты (как столкновение разных сил) будут рассматриваться по-разному, и отноше­ние исследователей к этим процессам будет различным. Различными бу­дут и общественные, групповые и индивидуальные стереотипы, сформи­рованные в научных картинах мира, и их реакция на инновации и конфликты.

В схоластической картине мира – шифр, или ключ к расшифровке и пониманию конфликта, будет находиться в руках оракула или филосо­фа.

В механистической картине мира инновации и конфликты будут рассматриваться как некоторое нарушение функций в социальной маши­не. Управление ими будет отдано хозяину этой машины.




В статистической картине мира инновации и конфликты будут рассматриваться как нарушение баланса между системами и подсистема­ми. Регулирование конфликта будет основано на представлении о балансе сил между системами и закрепленными в них нормами.

В системной картине мира инновации и конфликты будут рассмат­риваться как фактор изменения, способствующий обеспечению целостно­сти, а не распаду. Управление конфликтом зависит от наличия сильной власти и действующих законов по сохранению целостности социальной организации, системы, общества.

В диатропической картине мира наличие конфликтов является по­казателем многомерности, полицентричности и изменчивости разных


форм бытия. В этой картине мира инновации и конфликты являются ре­зультатом жизнедеятельности разных социальных групп, и значит, разре­шение конфликтов – это прерогатива самих конфликтующих сторон. Диа-тропическое видение конфликтной ситуации позволяет сопоставить различные интерпретации, интересы, потенциал различных политических сил, общественных групп и провести процедуру согласования, в результа­те которой можно найти решение самых разных прикладных задач и про­блем практики.

В синергетическом видении мира конфликт является неизменным атрибутом появления новых идей, технологий и сохранения многообразия социокультурных форм бытия. Нужно заметить, что синергетика, как сравнительно новое междисциплинарное направление, не заменяет и не отрицает предшествующие картины мира и способы познания, а скорее выступает их продолжением, дополнением и объединением.

Одно из методологических положений синергетики, имеющее ре­шающее значение при исследовании конфликтов, – это всегда учитывать уровни (иерархию) объектов управления – микро, мезо, макро и соблю­дать эти требования при анализе взаимодействия конфликтующих систем. Значение приведенного требования можно понять, если иметь в виду, что процессы самоорганизации – всегда результат взаимодействия микросис­тем, проявляющийся на макроуровне. Еще одним условием синергетично-сти выступает взаимодействие систем «разного возраста» и темпов транс­формации. Это в первую очередь касается социальных конфликтов. Надо отметить, что именно это методологическое требование нарушается при исследовании социальных конфликтов. В результате чего снижается ре­зультативность практических рекомендаций.



Вопросы для повторения к разделу 2:

1. Каковы основные черты воззрений на конфликт в Древнем мире?

2. Каковы основные воззрения К. Маркса на природу конфликта и его по­следствия?


3. К. Маркс развивал теорию социального конфликта общества, но изло­женные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня – трудовой группы. Каким образом тезисы теории К. Маркса применимы к теории конфликта организации?

4. Каковы основные воззрения Г. Зиммеля на природу конфликта и его последствия?

5. Каковы основные воззрения Т. Парсонса и Р. Дарендорфа на природу конфликта и его последствия?

6. Сравните взгляды Р. Парка, Л. Козера, К. Боулдинга на природу кон­фликта и его последствия.

7. Как изменяется понятие конфликтных отношений в зависимости от на­учной картины мира?





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 366; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10734 - | 8055 - или читать все...

Читайте также:

 

34.229.131.116 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.