double arrow

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА 1. Накопление знаний о конфликтах

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до нашей эры видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил итальянский мыслитель, государственный деятель Н. Макиавелли. В работах, посвя­щенных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства на­родов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рас­сматривались как движущие силы развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он ви­дел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках не­многих» и ужасающей бедностью.

В ХIХ-ХХ вв. многие мыслители исходили из того, что конфликт – это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития (М. Вебер). С позиций исторического ма­териализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борь­ба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.




Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматрива-


лись только как столкновение между антагонистическими классами. К то­му же в марксистской концепции абсолютизировались экономические от­ношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Были и иные объяснения конфликта. Так, немецкий социолог Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборст­вующие стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в ХХ в. При этом столкнулись теория конфликта и так называе­мая теория структурно-функционального анализа общества.



Представители функционального анализа конфликтам отводят толь­ко негативную роль. Они придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления об­щество представляет собой систему, жизнедеятельность и единство кото­рой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т. д.

Исходя из идеи единства общества как предпосылки его равновесия и стабильности, функционалисты называют в качестве решающего сред­ства, обеспечивающего социальное единство, наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жиз­ни общества и определяют практическую деятельность как индивидов, так и социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий подход к рассмотрению происходящих в обществе явлений.






Сейчас читают про: