double arrow
Научные подходы социологов к вопросу о конфликтах

Рассмотрим некоторые социологические подходы к вопросу о кон­фликтах: теорию социального конфликта К. Маркса; теории Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, Р. Парка, Л. Козера, К. Боулдинга.


Теория социального изменения находит у К. Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает «двигателем истории»; эта идея настолько глубоко пронизывает творчество Маркса, что марксист­скую теорию в западной социологии называют иногда просто «теорией конфликта». Концепция социально-классового конфликта К. Маркса рас­сматривает противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, которые и являются источником соци­ального конфликта. Их несоответствие превращает производственные от­ношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что приводит к возникновению конфликта. Решение конфликта со­держится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: «На известной ступени своего развития производствен­ные материальные силы общества приходят в противоречие с сущест­вующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы.




Теория Маркса является классической моделью социального кон­фликта, основные положения которой можно выразить в следующих тезисах:

1) Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ре­сурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и под­чиненными сегментами (социальными группами) системы.

2) Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои инте­ресы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределе­ния дефицитных ресурсов.

3) Чем больше подчиненные группы начинают осознавать свои ин­тересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефи-


цитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.

4) Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.



5) Чем насильственнее конфликт, тем больше структурные измене­ния системы и перераспределение недостающих ресурсов.

Георга Зиммеля большинство ученых относит к основателям теоре­тической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбе­жен и неотвратим. По Марксу, конфликт произрастает в системе «господ­ство – подчинение» и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям социальной структуры общества. Зиммель представил соци­альную структуру общества в виде неразрывно взаимосвязанных процес­сов ассоциации и диссоциации ее элементов, где конфликт является есте­ственной составной частью этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации, и ассоциации, то он необязательно приводит к разруше­нию системы или социальным изменениям.

Зиммель выделяет положительные последствия конфликтов: сохра­нение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма. В качестве источников конфликта Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых «инстинктов враждебности». Инстинкт враждеб­ности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возмож­но благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви. Таким образом, Зиммель выделяет своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта – инстинкты любви и ненависти.

Конфликт рассматривается в качестве изменчивой переменной, ко­торая проявляет различные степени интенсивности. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конку­ренция – это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению.


В отличие от Маркса, который считал, что конфликт, в конце кон­цов, обязательно усиливается, приобретает революционный характер и приводит к структурным изменениям системы, Зиммель чаще анализи­ровал менее интенсивные и острые конфликты, которые укрепляют проч­ность и интеграцию социальной системы. Однако Зиммель высказал не­сколько значимых для общей конфликтологии суждений об остроте и силе конфликта, которые могут быть представлены следующими положениями:

1) чем более эмоциональные группы вовлечены в конфликт, тем ост­рее конфликт;

2) чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее;

3) чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт;

4) чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт;

5) чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы бла­годаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт;

6) чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее;

7) чем больше по представлению его участников конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Таким образом, более сильные эмоции, вызванные конфликтом, с большей вероятностью ведут к применению насилия. В межличностных конфликтах чувства, вызванные прежней близостью, враждой или ревно­стью, усилят остроту конфликта. В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений участвующих в конфликте групп с большей вероятностью вызывает насилие.

В середине ХХ в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Ста­ли появляться работы, посвященные разработке теории социального кон­фликта. Конфликты рассматриваются как явления, органически присущие жизни общества.


По мнению Т. Парсонса, каждое общество – относительно устойчи­вая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формули­рует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обес­печение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных потрясений и кон­фликтов. С точки зрения Парсонса, конфликт – это социальная болезнь, которую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам, которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, конфликт деструктивен и разрушителен. Нормой, с его точки зрения, являются бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф создал теорию «конфликтной модели общества» исходя из того, что любое общество постоянно под­вержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает соци­альный конфликт в каждый момент. Он рассмотрел причины формирова­ния и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов.

Любое общество, по мнению Дарендорфа, опирается на принужде­ние одних его членов другими. Для субъектов общества изначально ха­рактерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие интересов, что вызывает взаимные трения и антагонизмы. Это, в свою очередь, создает социальную напряженность и конфликтные ситуации. Именно интересы субъектов влияют непосредственно на формирование конфликта, необходимо преж­де всего понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

В основе социальных конфликтов лежат и политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в лю­бом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития


индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и нера­венство их положения, противоречивость интересов.

Конфликты – источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют застаиваться обществу, так как постоянно создают социальное психологическое напряжение. Подавление и «отмена» конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролиро­вать конфликт.

Один из основателей чикагской школы Роберт Парк включил кон­фликт в число четырех основных видов социального взаимодействия на­ряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (видоизмене­ние). С его точки зрения соревнование является социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

Американский социолог Льюис Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресур­сы, целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.

Он подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное соци­альное неравенство и вечная психологическая неудовлетворенность чле­нов общества, порождающие напряженность между индивидами и други­ми социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается через конфликты. В закрытых обществах социальные конфликты могут разру­шать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытых же обществах конфликтам дается выход, что смягчает напряженность. Они могут быть позитивными, способствуя раз­витию общества.

Американский социолог Кеннет Эдвард Боулдинг констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование соци­альных конфликтов, т. е. конфликт неотделим от общественной жизни. Конфликт – это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями.


Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борь­бы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодо­левать или ограничивать.






Сейчас читают про: