Вопрос 1. Трудные ситуации жизнедеятельности человека

Ситуацияможет рассматриваться как сложная субъективно-объек­тивная ре­альность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. По мнению Б. Шведина, трудная ситуация – это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соот­ветствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями.

Трудные ситуации деятельности. Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая ре­шается в обычных обстоятельствах. Они требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. Критические (аварий­ные) ситуации связаны с меняющимися условиями, в которых протекает деятель­ность. Возникает опасность невыполнения задачи, угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека. Экстремальные ситуации – крайнее проявление трудных ситуаций – требуют максимального напряжения психических и физи­ческих сил человека.

Трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация – наличие противоречия при положительном или нейт­ральном отношении оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Угрозы оцениваются как потенциальные. Предконфликтная ситуа­ция – более высокая степень психической напряженности. Сторонами допуще­ны действия, рассматриваемые как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать. Конфликтная ситуация – противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему ущерба, негативного отноше­ния к нему. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. Все ресурсы мобилизуются для победы над оппонентом.

Трудные ситуации внутриличностного плана. Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внут­ренней жизни человека, представляющие собой психические состояния сомне­ния, нерешительности, отсутствия решения проблемы. Вутршшчностные конф­ликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острога протекания зависит от восприятия значимости трудной ситуации, ее психоло­гической устойчивости. Внутриличностные (жизненные) кризисы – особые от­носи­тельно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся за­метными психологическими изменениями.

Трудные бытийные ситуации. Ситуации неизвестности характерны для попадания человека в неизвестную обстановку или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему поступить. Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека. Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что потери со­стоялись, личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь.

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различ­ных способов реагирования человека на трудные ситуации.

Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразо­вание среды. Однако эта активность может носить различный характер:

конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расшире­ние спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и об­щения;

деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсив­ные поиски выхода, разрушительные действия но отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, исте­рические реакции.

Пассивная стратегия поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:

приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и це­лей, снижение уровня претензии, уступка обстоятельствам, снижение эф­фективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.;

уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии,
употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

С проблемой поведения личности в трудной ситуации связана такая катего­рия как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в труд­ной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня ре­гуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психиче­ских процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В структуре психической напряженности выделяют побудительно-регуляцион­ный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляцион­ный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от характера вли­яния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б.Я. Шведин):

• перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

• интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу);

• эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

• волевую (когда человек не может управлять собой);

• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наиболь­шей степени сказывается на интеллектуальных к вербальных функциях личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: