Ситуацияможет рассматриваться как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. По мнению Б. Шведина, трудная ситуация – это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями.
Трудные ситуации деятельности. Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Они требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. Критические (аварийные) ситуации связаны с меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи, угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека. Экстремальные ситуации – крайнее проявление трудных ситуаций – требуют максимального напряжения психических и физических сил человека.
|
|
Трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация – наличие противоречия при положительном или нейтральном отношении оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Угрозы оцениваются как потенциальные. Предконфликтная ситуация – более высокая степень психической напряженности. Сторонами допущены действия, рассматриваемые как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать. Конфликтная ситуация – противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему ущерба, негативного отношения к нему. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. Все ресурсы мобилизуются для победы над оппонентом.
Трудные ситуации внутриличностного плана. Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека, представляющие собой психические состояния сомнения, нерешительности, отсутствия решения проблемы. Вутршшчностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острога протекания зависит от восприятия значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости. Внутриличностные (жизненные) кризисы – особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.
|
|
Трудные бытийные ситуации. Ситуации неизвестности характерны для попадания человека в неизвестную обстановку или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему поступить. Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека. Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что потери состоялись, личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь.
Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации.
Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер:
• конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения;
• деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия но отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерические реакции.
Пассивная стратегия поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:
• приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензии, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.;
• уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии,
употребление алкоголя, наркотиков и т.д.
С проблемой поведения личности в трудной ситуации связана такая категория как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В структуре психической напряженности выделяют побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б.Я. Шведин):
• перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
• интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу);
• эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
• волевую (когда человек не может управлять собой);
• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наибольшей степени сказывается на интеллектуальных к вербальных функциях личности.