double arrow

Формулы конфликтов

Три формулы конфликтов (тип А, Б, В) приводит отечественный исследователь в области конфликтологии В.П. Шейнов. Формулы конфликтов позволяют достаточно быстро проводить анализ (идентификацию) многих конфликтов и находить пути их разрешения. Однако они не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов, хотя вполне могут служить ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула конфликтов (тип А) отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ). По наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Механизм развития конфликта по первой формуле (А) основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Первую формулу конфликта (А) можно выразить следующим образом:

КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ, где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Таблица 6

Классификация и формы проявления конфликтогенов

Характер конфликтогена Форма проявления конфликтогена
Прямое негативное отношение Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение, унизительная похвала, упрек, подшучивание,
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторское отношение Категоричные оценки, суждения, высказывания, навязывание своих советов и точек зрения, напоминание о неприятном, нравоучения и поучения
Неискренность и нечестность Утаивание информации, обман или попытка обмана, манипуляция сознанием человека.
Нарушение этики Игнорирование партнера при общении (не поздоровался, не предложил сесть, отсутствие признаков внимания, перебивание в разговоре, занятие другими, посторонними делами, отсутствие извинения при случайно причиненных неудобствах и т.п.). Перекладывание ответственности на другого.
Регрессивное отношение Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 6 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми (по В.П. Шейнину).

Вторая формула конфликтов (тип Б)отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ.

Данная формула указывает способ разрешения конфликтов типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула конфликтов (тип В) отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.


Сейчас читают про: