Сущность, функции, структура конфликта

Сущность конфликта может быть уяснена на основе его признаков и формулирования необходимых и достаточных условий его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

Во-первых, конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

В качестве мотивов общения (взаимодействия) рассматриваются:

• максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизация выигрыша другого (альтруизм);

• минимизация выигрыша другого (агрессия);

• минимизация различий в выигрышах (равенство).

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперни­чества (конкуренции).

Во-вторых, конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Под общением понимается сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. К функциям общения относится:

ü коммуникация - обмен информацией, идеями представлениями, чувствами интересами настроениями.

ü перцепция - восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия;

ü интеракция - стратегия, тактика и техника взаимодействия людей, организация их совместной деятельности для достижения определённых целей.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Отсюда конфликт по С.М. Емельянову такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [4, с.24].

Конфликт (по А.Я. Кибанову) - нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон [3, с.41].

 
 


Рис. 2.Взаимосвязь общения и конфликта

Функции конфликта (по А.Я. Анцупову) подразделяются на конструктивные и деструктивные по отношения их влияния на оппонентов и социум.

1. Конструктивные (по А.Я. Анцупову).

- изменение социально-психологического климата в коллективе, усиление сплочённости и взаимного уважения;

- проявление инноваций и творчества;

- вскрытие наиболее острых противоречий, т.е.сигнальная функция;

- изменение баланса индивидуальных, групповых и коллективных интересов и социальная интеграция предприятия.

2. Деструктивные (по А.Я. Анцупову):

- разрушение коммуникаций и взаимодействия в трудовом коллективе;

- снижение эффективности и качества деятельности;

- фиксация насильственных методов разрешения конфликта в опыте трудового коллектива;

- формирование негативных целевых установок у членов коллектива;

- снижение авторитета коллектива во внешних взаимосвязях [1, с. 164].

Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Структура конфликта (по С.М. Емельянову) представлена на рис. 3. Основные структурные элементы конфликта определяются следующим образом.

Рис. 3.Структура конфликта

S1 и S2 стороны конфликта (субъекты конфликта) – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

ОК1 и ОК2образы предмета конфликта (конфликтной ситуации) – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

М1 и М2 – мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

П – предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Р1 и Р2позиции конфликтующих сторон. – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Причина конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Важно заметить, что конфликт возникает, когда имеются объективные события, факты или ситуации, и есть связанная с ними деятельность субъектов социального взаимодействия. Классификация общих причин конфликтов (по М. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури) [7] представлена в табл. 3.

Таблица 3

Классификация общих причин конфликтов

Причина Основное содержание
Распределение ресурсов Ущемление интересов различных субъектов социального взаимодействия в организации (структурных подразделений, отдельных специалистов) при распределении ограниченных ресурсов.
Взаимозависимость задач Недостаточная согласованность в деятельности взаимозависимых элементов (подразделений или специалистов) организации или неадекватное выполнение ими своих функций.
Различия в целях Противоречия, возникающие между различными субъектами социального взаимодействия в организации (структурными подразделениями или должностными лицами), сохраняющими свою определенную автономность, и/или между каким-либо субъектом и организацией в целом в процессе самостоятельной формулировки своих целей и определении задач.
Различия в представлениях и ценностях Противоречия, возникающие между субъектами социального взаимодействия, прежде всего личностями, в результате оценки различных событий и явлений в организации с позиции своих представлений и ценностей.
Различия в манере поведения и жизненном опыте Барьеры взаимопонимания и сотрудничества между сотрудниками в организации, основанные на различиях в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, ценностных ориентациях, менталитете и т.п.
Неудовлетворительные коммуникации Противоречия, возникающие между различными субъектами социального взаимодействия в организации на основе недостаточной, искаженной или избыточной информации.

Следовательно, основной источник конфликта должно искать не в объективных обстоятельствах, а в том, как эти обстоятельства реализуются в деятельности субъектов социального взаимодействия. Так, например, ограниченные ресурсы или неудовлетворительные коммуникации сами по себе не могут вызвать конфликт или стать причиной конфликта до тех пор, пока они не будут включены процесс социального взаимодействия и не станут предметом столкновения интересов различных субъектов.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Выделяются общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах и частные причины [4, С. 28]. К общим причинам относятся социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические причины, индивидуально-психологические причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• ограниченность ресурсов;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• неудовлетворительные коммуникации [ем, С. 28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: