Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным основаниям (признакам). С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Общая классификацияконфликтов (по С.М. Емельянову) приведена в таблице 4.
Таблица 4
Классификация конфликтов
| Тип конфликта | Виды конфликтов |
| По сферам проявления | -производственно-экономические -идеологические -социально-психологические |
| По масштабам, длительности и напряженности | -общие и локальные -бурные быстротекущие, кратковременные -острые длительные, затяжные -слабовыраженные, вялотекущие, быстротекущие |
| По субъектам конфликтного взаимодействия | -внутриличностные; - межличностные; -межличностно – групповые; - межгрупповые |
| По предмету конфликта | -реалистичные (предметные) -нереалистичные (беспредметные) |
| По формам и степени столкновения | -скрытые и открытые -спонтанные, инициативные, провоцируемые -неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
| По коммуникативной направленности | -горизонтальные -вертикальные -смешанные |
| По источникам и причинам возникновения | -объективные и субъективные -организационные -эмоциональные и социально-трудовые -деловые и личностные |
| По социальным последствиям | -позитивные и негативные - конструктивные и деструктивные - созидательные и разрушительные |
| По способам и масштабам yрегулирования | -антагонистические и компромиссные -полностью или частично разрешаемые -приводящие к согласию и сотрудничеству |
Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия предложена А.И. Шипиловым. Представляя три группы потребностей: материальные, социальные духовные и объекты их удовлетворения (ресурсы; статус в группе, роль в межличностных отношениях; идея, норма, принцип), автор классифицирует конфликты соответственно на три типа: ресурсные; статусно-ролевые; конфликты идей, норм, принципов.
Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4). При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Рис. 4.Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального столкновения несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. 5.
Инцидент – это конкретные конфликтные действия, при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Таблица 5
Типы конфликтных ситуаций
| Характер конфликтной ситуации | Проявления конфликтной ситуации |
| Недобросовестное исполнение обязанностей. | Нарушение трудовой дисциплины. Брак в работе. |
| Неудовлетворительный стиль Управления. | Ошибки в подборе и расстановке кадров. Ошибки в организации контроля. Просчеты в планировании. Нарушение этики общения. |
| Неадекватное представление о конкретных ситуациях. | Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия. Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций. |
| Индивидуально-психологические особенности личности. | Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношения. Нарушение этики общения. |
| Низкая профессиональная подготовка (некомпетентность). | Брак в работе. Неспособность принять адекватное решение. |