Изменения, к которым стремиться общество и каждый мыслящий человек, обычно отождествляют с социальными инновациями.
Американский социолог П. Друкер выделил следующие основные источники нововведения:
1. Внезапное изменение ситуации: чей-то неожиданный успех (неудача), либо какой-то импульс извне и, как реакция на это, - появление нововведения.
2 Выявившееся противоречие: а) между реалиями жизни; б) между реальностью и ожиданиями людей; в) между ценностями и ожиданиями потребителя; г) в ходе какого-либо процесса.
3. Изменившиеся требования какого-либо процесса производства или потребления.
4 Лакуны (ниши) в структуре производства, рынка
5 Изменение в структуре народонаселения
6. Изменение в общественном сознании (мнении, настроении).
7. Новое знание (открытие, изобретение, рационализация) как импульс нововведения [8].
8. Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе.
Специфика социальных инноваций заключается в том, что в центре внимания находится человек, его отношение к миру, его познавательные способности, духовные потребности и практические действия [8, С. 90].
|
|
Социальная система (как и любая другая) реагирует на воздействия не вся в целом, а какой-то своей частью. Отсюда возникает побочная ситуационная структура, значимая для социальной системы в целом. Под ситуацией имеется в виду конфигурация следующих социальных компонентов, взаимосвязанных в данный момент развития организации:
· элементный состав,
· способы взаимодействия,
· взаимодействие элементов объекта и среды в рамках системы;
· их новые значения и представления для участников ситуации [8].
Учитывая, что социальные инновации представляют собой очень сложный, часто неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс, исследование инноваций, особенно на микроуровне, требует особых технологий, которые включали бы в себя основные характеристики инноваций.
Противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явления скорость масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, тем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение конфликтов.
Межличностный инновационный конфликт рассматривается (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский) как противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу [3, С. 183].
Причины межличностных инновационных конфликтов можно объединить в пять групп.
|
|
Объективные причины — естественное столкновение интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от каких-либо других факторов.
Организационно-управленческие причины — несовершенство политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств.
Инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведе ния. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических осо бенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у многих работников вы раженной негативной установки на изменения вообще и на нововведения в конкретной деятельности в частности. Исследование установок на нововведения (Ю.И. Мягков) позволило установить существование отрицательной установки на любые изменения, связанные с внедрением нового, примерно у 50 % респондентов.
Таблица 23
Соотношение истинных и декларируемых мотивов в инновационном конфликте
Новатор | Консерватор | |
Не скрывал истинные мотивы вступления в конфликт | 80,5% | 37,6% |
Частично скрывал истинные мотивы вступления в конфликт | 6,7% | 51,7% |
Срывал истинные мотивы вступления в конфликт | 12,8% | 10,7% |
Ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Основные проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов:
· внедрение любых новшеств в большей мере не в технический, а социальный и психологический процессы;
· чем более существенны негативные эмоции оппонентов по отношению друг к другу, тем менее конструктивен конфликт;
· консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором;
· чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте;
· поддержка со стороны коллег повышает шансы оппонента разрешить конфликт в его пользу;
· чем лучше члены коллектива информированы о сущности и особенностях Нововведения, тем меньше вероятность и острота инновационных конфликтов;
· поспешно внедряемые нововведения вызывают большее сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно [3, С. 183].