Классификация межличностных конфликтов

Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. В таблице 22 представлены основные сферы межличностных конфликтов с соответствующие им типы и причины.

Таблица 22

Типы межличностных конфликтов

Сфера проявления Типы конфликта Причины
Организация (коллектив) Руководитель - подчиненный Сотрудники одного уровня Служебные Неслужебные Организационно-технические: распределение ресурсов, неудовлетворительные коммуникации, различия в целях. Социально-психологические: индивидуально-психологические особенности (личностные), социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и т.п.).
Семья Супружеские конфликты Родители – дети. Супруги - родственники Ограничение свободы, активности действий, девиантное поведение членов семьи, наличие противоположных интересов, сексуальная дисгармония, материальные проблемы, индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи.
Социум (государственные и общественные учреждения, улица). Гражданин – общество. Гражданин – чиновник (государство). Недостатки в технологиях работы государственных и общественных организаций по приему граждан и в сфере обслуживания, низкая правовая и психолого-педагогическая культура.

Рассмотрим влияние индивидуально-психологических особенностей (личностных), и поведенческих факторов как причин межличностных конфликтов. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими. К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие [2, С. 113].

1. Оценка поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партне­ром по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, не­желательными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психиче­ского состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведе­ние партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаи­модействие продолжается бесконфликтно.

2. Низкий уровень социально-психологической компетентности - неподготовленность человека к эффективным действиям в конфликтных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что су­ществует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхо­да из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь на­выков и умений их применения на практике.

3. Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздей­ствию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Важней­шим направлением профилактики разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптималь­ным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

4. Недостаточность эмпатийных личностных качеств (способности пониманию эмоци­онального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию) приводит к тому, что че­ловек ведет себя в ситуации социального взаимодействия не так, как ожида­ют партнеры по общению, или не понимает чувств партнера но взаимо­действию.

5. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует воз­никновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Завышен­ная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружа­ющих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

6. Холерический тип темперамента человека относительно чаще может при­водить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конф­ликтов являются различные акцентуации характера, проявляющиеся в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы. Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения инфор­мации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми ок­ружающего мира. Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многообразную информацию об окружающем. Роль «фильтра» играют ценности, мотивы, цели, которые зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, нравственности, культуры, жизненного опыта.

Потери и искажения инфор­мации от одного субъекта общения к другому по следующим причинам.

1. Относительно первого субъекта (А):

- из-за ограниченности его словарного запаса для вербализации своих мыслей и чувств;

- из-за недостатка времени для высказывания всего того, что думает первый субъект;

- из-за большой доли информации на бессознательном уровне;

- из-за того, что не все из того о чем думает первый субъект, он считает возможным и нужным говорить

Рис. 14. Характеристики относительной доли информации при первом контакте субъектов общения.

2. Относительно первого субъекта (А):

- из-за того, что часть информации он просто не слышит;

- из-за полного или частичного непонимания информации;

- из-за разной информированности о проблеме, отношения к ней и оппоненту (первому субъекту).

Передача информации всегда песет в себе элемент влияния на партнера, оппонента и т.п., а это в свою очередь находится в прямой зависимости от восприятия и ожиданий друг друга. Ведь даже нейтральное сообщение способно тем или иным образом, полностью или частично изменить наше отношение к событиям, к восприятию ситуации и т. д. Отсутствие барьера означает, что воздействие состоится, а во внутреннем мире получающего информацию будут происходить определенные изменения.

Препятствие в общении могут создать недоверие, антипатия, неприязнь к говорящему, что распространяется и на саму информацию.

Одной из наиболее значимых причин, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, являются коммуникативные барьеры (лингвистические барьеры, барьеры социокультурного различия, барьеры отношений), способные стать психологическими препятствиями в процессе передачи информации рассмотрены М.С. Миримановой [7].

В числе лингвистических барьеров можно выделить:

• языковый — проявляется, если в структуру общения вплетены различные языки и диалекты, а возможность выхода на единый язык общения отсут­ствует, он осознается как реакция на оппонента;

• грамматический — проявляется в случае нарушения грамматических кон­струкций, что может демонстрировать низкий уровень образования и на­ряду с непониманием вызывать насмешки;

• фонетический — появляется при наличии дефектов речи, слу­жит значительным препятствием для понимания сказанного;

• семантический — связан с трудностями правильного восприятия смыслово­го содержания, которое вкладывает в сказанное партнер по общению (жар­гон, сленг);

• стилистический — несоответствие стиля подачи информации ее содержа­нию не позволяет партнеру правильно оценить ее;

• логический — неприятие логики и аргументов оппонента, противоречие при­вычной манере доказательств и т. п. [7].

Барьером на пути общения могут стать социокультурные различия. Манера подачи информации, ее содержательные и другие характеристики определяются во многом системой норм, традиций, в которых формировалась личность, привы­чек, которые приобретены в процессе ее развития и др. Оценка полученной ин­формации оппонентом может базироваться на другой социокультурной базе, что в лучшем случае послужит непониманию, в худшем - приведет к возникновению конфликтной ситуации.

Значительное влияние на успешность общения способны оказать барьеры от­ношений, которые представляют собой защиту от влияния извне. Эти барьеры можно охарактеризовать как внешние и внутренние в том смысле, что они не пропускают воздействие «внутрь» и сохраняют уже сложившуюся систему внутренних взаимосвязей.

Исследование описаний участниками конфликтных ситуаций друг друга (Н.В. Гришина), дает яркое представление о формировании компонентов информационной модели конфликта у оппонентов, т. е. «собственного образа» и «образа другого» [3]. Возложение ответственности за конфликт на другого, как и наделение его «негативными» чертами, типично для формируемого образа ситуации, на основании которого оппоненты строят свои дальнейшие действия.

Из психологических составляющих образа «другого» лишь 24,0 % от общего числа имели позитивный или нейтральный характер («энергичный», «принципиальная», «рациональная», «сдержанная» и т.д.). Все остальные содержат выраженные негативные оценки. Они могут (с известной долей условности) быть разделены на следующие категории: характеристики эмоционального поведения («вспыльчивая», «эмоционально холодная», «нервный» и т. д.) - 31,2 %; указания на эгоистические черты характера и поведения («не признает позиции другого», «из любых ситуаций старается выйти «сухой», «переложить ответственность на другого» и т. д.) - 14,6 %; осуждаемые привычки («любит власть», «любит деньги» и т. д.) - 11,5 %; коммуникативные проблемы («не очень разговорчивая» «несколько отстраненная» и т.д.) - 9,3 %; плохие отношения с окружающим! («ее больше боятся, чем уважают» и др.) - 6,2 % и указания на внешние недостатки («внешне непривлекательная») - 3,1 % (рис. 15).

Напротив психологические характеристики собственного образа имеют откровенно позитивный характер: «общительная», «доброжелательная», «веселая», «умная», «интересная», «широкий круг общения и интересов», «спокойная», «любит свое дело», «организатор» и др., что составляет 66,6% от общего числа оценок. Собственные недостатки приводятся в смягчающей форме - «да... но...»: «обидчивая, но отходчивая», «вспыльчивая, но быстро отхожу», «легко теряю интерес к делу, если встречаю сопротивление», «уверена в том, что делаю в данный момент, — в связи с этим не слышу совета других, даже если не права» и т. д. Они составляют 18,5 %. Нейтральная самооценка составляет 7,5%. Однозначно негативную окраску содержат собственные оценки в 7,4% случаях.

 
 


 
 


Рис. 15. Психологические характеристики собственного образа

и образа другого (оппонента)

«Образ врага» является одним из этапов формирования информационной модели ситуации у оппонентов в ходе эскалации конфликта. Первые его признаки заключаются в создании представления об оппоненте, интегрирующем искаженные и иллюзорные черты. Они появляются в ходе скрытого периода развития конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. В ходе эскалации «образ врага» проявляется все более выражено и, что самое главное, постепенно вытесняет объективный образ.

Результатом становится оправдание любых действий (вплоть до физического насилия), направленных против оппонента, отказ от попыток поиска любых форм конструктивного взаимодействия.

Признаки, свидетельствующие о том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации:

• недоверие (все, что исходит от врага, — либо плохо, либо, если это разумно преследует нечестные цели);

• возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и ви­новат во всем);

• негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью нанести нам вред);

• отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

• представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам и наоборот);

• Деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом);

• отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом; никакая формация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувств; руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Следовательно, «образ врага» заключаются в создании интегрированного негативного представления об оппоненте, лишенного индивидуальности, отказе ему в сочувствии, мобилизации на борьбу с ним для нанесения максимального ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: