double arrow

Модели и стратегии поведения личности в конфликте

Анализ конфликта и выбор адекватных решений по управлению им обуславливает необходимость учета типичные моделей поведения субъектов конфликтного взаимодействия.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 24).

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения. Конструктивная модель является желательной и необходимой.

Таблица 24

Основные модели поведения личности в конфликте

Модель поведения Поведенческие характеристики личности
Конструктивная Стремление уладить конфликт, нацеленность на поиск приемлемого решения, выдержка и самообладание, доброжелательное отношение к сопернику, открытость и искренность, в общении лаконичность и немногословность.
Деструктивная Постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, постоянное принижение партнера, негативное оценивание его личности, проявление подозрительности и недоверия к сопернику, нарушение этики общения.
Конформистская Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в суждениях и поведении, легкое соглашение с точкой зрения соперника, уход от острых вопросов.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она не только способствует агрессивности соперника, но иногда и провоцирует ее. Данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский) как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В конфликтологии широкое распространение получили (К. Томас и Р. Килмен) двухмерная и трехмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Каждый участник в конфликте оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он осознанно выбирает стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Довольно часто происходит так, что отражение интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

В модели Томаса-Килмена оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения, она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Характеристика основных стратегий поведения (рис. 16) представлена в виде трехмерной модели.

1. Принуждение (борьба, соперничество, конфронтация) – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Рис. 16. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Субъект, выбирающий данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности.

Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

           
   
Уступка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 17. Стратегии поведения личности в ситуации конфликта

2. Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления. Когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. И если предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

- Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

- Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

- Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

4. Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Компромиссная стратегия поведения (стратегия взаимной уступки) характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Отметим несколько позиций, имеющих важное значение при анализе стратегии «компромисс».

- Данную стратегию нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

- Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили.

- Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс – это отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

- Условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

5. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника (баланс интересов) и на признании ценности межличностных отношений. Анализ стратегии сотрудничества в конфликтном взаимодействии, требует учета следующих обстоятельств.

Рис. 18. Взаимосвязь между моделью поведения, стратегией и типом трансакции субъектов конфликта.

- Особое место в выборе сотрудничества имеет предмет конфликта. Имея жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, он исключает сотрудничество. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

- Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), но при этом другие стратегии играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Так, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

На основе работ А.Я. Анцупова, Э. Берна, С.М. Емельянова, А.Я. Кибанова автором (Л.В. Львов) разработана схема взаимосвязи между моделью поведения, стратегией и типом трансакции субъектов конфликта (рис. 18).

Управление межличностными конфликтами

Под управлением межличностными конфликтами понимается целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на его динамику для развития или разрушения системы отношений между личностями.

Специфика управления межличностными конфликтами разработанная автором (на основе работ А.Я. Анцупова, С.М. Емельянова, А.Я. Кибанова), отражена в табл. 25.

Таблица 25

Управление межличностными конфликтами

Этап управления Основное содержание управленческих действий
Прогнозирование конфликта Постоянный анализ поведения субъектов противодействия с учетом индивидуально-психологических особенностей, моделей поведения в конфликте и типажа конфликтной личности Анализ ранних симптомов скрытого конфликта на стадии конфликтной ситуации: ограничение межличностных отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника
Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. - педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений, корректировка образа другого (снижение уровня доминирования «образ врага»); - административные меры: изменение условий труда, перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены.
Регулирование конфликта Добиться признания субъектами реальности конфликта. Легитимизация конфликта, установление норм и правил регулирования поведения в условиях инцидента. Институциация конфликта, создание обстановки регуляции и саморегуляции поведения в условиях инцидента. Напомнить конфликтующим сторонам о соблюдении корректности, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров. Широкое применение технологий регулирования поведения в условиях инцидента. Ограничение расширения участников конфликта
Разрешение конфликта Применение способов разрешения межличностных конфликтов адекватных формам их проявления на основе оценки глубины конфликта.

Практические задания и оценочные средства

1. Определение влияния типа направленности личности на на внутриличностный и межличностный конфликт (методика определения типа направленности «Опросник МЭДНАЛ» по Л.М. Митиной).

Методика экспресс-диагностики типа направленности личности (МЭДНАЛ) позволяет диагностировать виды направленности личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие и направленность на задачу, решаемую в холе выполняемой деятельности - образующие иерархическую структуру профессиональной направленности личности для большинства современных профессий и оказывающих влияние на внутриличностный и межличностный конфликт.

1.1. Выберите один из возможных трех вариантов ответа на каждый вопрос (обозначены буквами А, Б, В.), который более всего выражает ваше мнение, наиболее ценен для вас, больше всего соответствует действительности, и занести в бланк ответов, обведя кружком соответствующую букву у номера вопроса, на который вы даете ответ. Не пропускайте ни одного вопроса. Над вопросами долго не думайте. Помните, что ответ, возникший первым, обычно бывает самым точным.

1. Больше всего удовлетворения в жизни мне дает:

А - оценка работы;

Б - сознание того, что работа выполнена хорошо;

В - сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б - известным игроком;

В - выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - увлечены своим предметом и стремятся вызвать у учащихся интерес к нему;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся считают самыми плохими таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

А - помогают другим, когда для этого представляется случай;

Б - всегда верны и надежны;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями я считаю:

А – тех, с которыми у меня хорошо складываются отношения;

Б – тех, которые могут больше, чем я;

В – тех, на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы стать известным, как те:

А - кто добился жизненного успеха;

Б - кто может сильно любить;

В - кто отличается дружелюбием и добропорядочностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - научным работником;

Б - начальником отдела;

В - опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А - играть с друзьями;

Б - успехи в делах;

В - когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна заключаться в:

А - подготовке учеников к работе по специальности;

Б - развитии индивидуальных способностей и самостоятель­ности;

В - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - недемократическая система;

Б - человек теряет индивидуальность;

В - невозможно проявить собственную инициативу.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для общения с друзьями;

Б - для любимых дел и самообразования;

В - для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен достичь максимальных успехов, когда:

А - работаю с симпатичными людьми;

Б - выполняю работу, которая меня удовлетворяет;

В - мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

Б - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

В - приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А - отметили дело, которое я выполнил;

Б - похвалили меня за мою работу;

В - сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - стимулировал меня на более интенсивный труд;

В - вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.


Сейчас читают про: