Таблица
Распределение ответов для определения стиля поведения
в ситуации конфликта
Конкурентный (конфронтация) | Партнерский (сотрудничество) | Компромиссный (компромисс) | Избегающий (уход) | Примирительный (уступка) | |
А | В | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
В | А | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
В | А |
4.3. Определите частоту применения данного стиля поведения путем подсчета количества букв в каждом столбце (N а: N кон, N сот, N ком, N ух, N ус). Общее количество ответов равно Nа (30). Для определения относительной доли применения каждого стиля поведения в ситуации конфликта необходимо разделить N на Nа и умножить на 100%.
|
|
Таблица
N кон | N сот | N ком | N ух | N ус |
4.4. Спроектируйте свои действия по коррекции стиля поведения в ситуации конфликта.
5. Используя рисуночный тест Ф. Розенцвейга, обоснуйте содержание стратегии поведения в конфликте в зависимости от модели поведения и типа трансакции субъектов конфликта. Занесите полученные результаты в таблицу.
Таблица
Стратегия поведения
Модель поведения | Субъект А | Стратегия поведения | Субъект Б |
Конструктивная | Взрослый | Взрослый | |
Родитель | |||
Дитя | |||
Деструктивная | Родитель | Дитя | |
Родитель | |||
Взрослый | |||
Дитя | Родитель | ||
Дитя | |||
Взрослый | |||
Конформистская | Взрослый | Дитя | |
Взрослый | |||
Родитель | |||
Родитель | Дитя | ||
Взрослый | |||
Родитель | |||
Дитя | Дитя | ||
Родитель | |||
Взрослый |
Тест промежуточного контроля. Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Межличностный конфликт – это:
а) противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, представляющего собой столкновение на основе противоположно направленных мотивов;
б) противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, представляющего собой столкновение на основе противоположно направленных мотивов или личных антипатий;
в) противоборство личностей, представляющего собой столкновение на основе противоположно направленных мотивов или личных антипатий;
|
|
г) противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, представляющего собой столкновение на основе на основе интеллектуальных различий.
2. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма; нарушение обещаний?
а) информационные факторы;
б) факторы отношений;
в) поведенческие факторы;
г) ценностные факторы.
3. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности.
а) поведенческие факторы;
б) факторы отношений;
в) ценностные факторы;
г) структурные факторы.
4. Образ врага– это:
а) создание негативного представления о другом человеке для нанесения максимального ущерба;
б) интегрирование отрицательных качеств оппонента и преувеличение своих положительных качеств для мобилизации на борьбу с ним;
в) проецирование интегрированного негативного представления об личных качествах оппонента для мобилизации на борьбу с ним и нанесения максимального ущерба;
г) создание интегрированного негативного представления об оппоненте, лишенного индивидуальности, отказе ему в сочувствии, мобилизации на борьбу с ним для нанесения максимального ущерба.
5. Стратегия поведения в конфликте – это:
а) ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта;
б) проецирование интегрированного представления об личных качествах оппонента для мобилизации на борьбу с ним;
в) выбор формы поведения в ситуации конфликта на основе ценностных факторов;
г) отношение личности (группы) к определенным формам поведения в ситуации конфликта.
6. Компромисс как стратегия поведения в конфликте – это:
а) стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на односторонние уступки;
б) стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на противостояние;
в) стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на уклонение от борьбы;
г) стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
7. Сотрудничество как стратегия поведения в конфликте – это:
а) стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
б) стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на противостояние;
в) стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему;
г) стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки.
8. К типам моделей поведения в конфликте относятся:
а) конструктивная, регрессивная, конформистская;
б) конструктивная, деструктивная, конформистская;
в) реконструктивная, деструктивная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, компромиссная;
9. Конформистская модель поведения – это:
а) постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, постоянное принижение партнера, негативное оценивание его личность, проявление подозрительности и недоверия к сопернику, нарушение этики общения;
б) пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в суждениях и поведении, легкое соглашение с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов;
в) пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в суждениях и поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов;
|
|
г) непоследовательность в суждениях и поведении, легкое соглашение с точкой зрения соперника, уход от острых вопросов, избегание конфронтации.
10. Конструктивная модель поведения – это:
а) стремление уладить конфликт, нацелена на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна;
б) непоследовательность в суждениях и поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов, избегает конфронтации;
в) постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения;
г) пассивность, склонность к уступкам, непоследовательна в суждениях и поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 538 с. (Серия «мастера психологии»).
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. – 384 с.: ил. (Серия «Практикум»).
5. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.:ИНФРА-М, 2009. 302 с. (Серия «Высшее образование»).
6. Лазукин А.Д. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Омега-Л. 2010. 152 с. (Библиотека высшей школы).
7. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
8. Цой Л.Н. Социологическая школа конфликтологии. Кн. 1. Практическая конфликтология. М., 2001. 233 с.