Типология педагогических конфликтов

Анализ основных тенденций в построении предла­гаемых типологий педагогических конфликтов показывает, что наиболее адекватной для изучения педагогических конфликтов в системе сложного взаимодейст­вия субъектов образовательного процесса представляется следу­ющая типология (по М.А. Гончарову): «педагог - обучающийся»; «педагог - администратор (заведующий кафедрой, декан, ректор)»; «педагог - родитель»; «педагог - обучающийся»; «обучающийся - обучающийся» [4, с. 351]. Основанием для данной классификации педагогических конфликтов служат специфические причины конфликтов.

Специфические причины конфликтов «педагог - администратор»:

1) плохая организация труда педагогов:

- недостаточно четкое разграничение между самими администраторами сферы управленческого вли­яния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;

- жесткая регламентация жизни, оценочно-императивный характер требований;

- перекладывание на педагога «чужих» обязанностей;

- незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью педагога;

2) стиль руководства:

- несоответствие стиля руководства коллективом уров­ню его социального развития;

- частая смена руководства;

- недооценка руководителем профессионального често­любия педагога;

- нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда педагога;

- неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;

- нарушение принципа индивидуального подхода к лич­ности педагога;

3) необъективность оценки педагогами знаний обучающихся, их пове­дения:

- предвзятое отношение педагога к обучающимся;

- систематическое занижение оценок;

- самовольное установление педагогом количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих норматив­ную учебную нагрузку.

Специфические причины конфликтов «педагог - обучающийся»:

1) недостаточный профессионализм педагога как преподавателя и воспитателя:

- неумение организовать познавательный интерес обучающихся к своему предмету;- манипулирование отметками;

- «навешивание ярлыка» неуспевающего обучающемуся;

- акцентуация психологических недостатков обучающегося;

- неумение организовать занятия со всеми обучающимися;

2) нарушение требований образовательного учреждения обучающимися.Со стороны обучающихся конфликт может быть спровоцирован:

- неподготовленным домашним заданием;

- умышленным нарушением дисциплины;

- пропуском уроков без уважительной причины.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без проти­воречий и конфликтов. Конфронтация является обычной составной ча­стью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, между педагогом и обучающимся выделяются следующие виды конфликтов:

• конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе обучающегося вы­полнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происхо­дить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание педагога;

• конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения обучающимся пра­вил поведения в образовательном учреждении и вне его. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Педагог корректирует поведение обучающихся путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных при­чинах;

• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений педагога и обучающихся. Они приобретают личностный смысл, по­рождают длительную неприязнь обучающихся к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие [8].

 
 


Рис. 23. Специфические причины и виды конфликтов «педагог-обучающийся»

Специфические причины конфликтов «педагог - родитель»:

1) разные уровни общей и педагогической культуры;

2) несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);

3) непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов;

4) различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чув­ства. Педагог, прежде всего, реализует свой социальный статус воспи­тателя. Однако служебно-официальный характер общения педагога с обучающимися, как правило, не дает результатов;

5) отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслужи­вания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»);

6) столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;

7) профессиональная некомпетентность педагогов (низкий уро­вень подготовки, завышенные требования к обучающимся).

Таблица 35

Классификация педагогических конфликтов

Тип конфликта (частота возникновения) Возможные причины
Педагог – обучающийся (24%) Плохая организация труда педагогов. Стиль руководства. Необъективность оценки педагогами знаний обучающихся, их пове­дения.
Педагог – администратор (35%) Недостаточный профессионализм педагога как преподавателя и воспитателя. Нарушение требований образовательного учреждения обучающимися.
Педагог - родитель (13%) Разные уровни общей и педагогической культуры. Несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»). Непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов. Различия в отношении к ребенку как к личности. (Со стороны родителей это превалирование материнского чув­ства. Педагог реализует свой социальный статус воспи­тателя). Отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслужи­вания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»). Столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения. Профессиональная некомпетентность педагогов.
Педагог – Педагог (22%) Разный стаж работы (7%). Преподавание разных (важных и второстепенных) предметов (15%). Преподавание одного предмета. Разный должностной и научный ста­тус. Отношения между педагогами, чьи дети учатся в одном образовательном учреждении.
Обучающийся - обучающийся (6%) Учебная перегрузка, общая утомляемость обучающихся, ведущая к обострению противоречий. Смена коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков. Неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки обучающегося с оценкой товарищей. Неопределенность социального статуса личности обучающегося. Общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группе.

Специфические причины конфликтов «педагог - педагог» определяются особенности отношений субъектов педагогических конфлик­тов:

- между молодыми педагогами и педагогами, имеющими стаж работы;

- между педагогами, преподающими разные предметы;

- между педагогами, преподающими один и тот же пред­мет;

- между педагогами, имеющими звание, должностной ста­тус, и не имеющими их;

- между педагогами, чьи дети учатся в одном образовательном учреждении.

Специфические причины конфликтов «обучающийся - обучающийся»:

- учебные перегрузки, общая утомляемость обучающихся, ведущая к обострению противоречий;

- смена коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;

- неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки обучающегося с оценкой товарищей;

- неопределенность социального статуса личности обучающегося;

- общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: