Анализ основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов показывает, что наиболее адекватной для изучения педагогических конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов образовательного процесса представляется следующая типология (по М.А. Гончарову): «педагог - обучающийся»; «педагог - администратор (заведующий кафедрой, декан, ректор)»; «педагог - родитель»; «педагог - обучающийся»; «обучающийся - обучающийся» [4, с. 351]. Основанием для данной классификации педагогических конфликтов служат специфические причины конфликтов.
Специфические причины конфликтов «педагог - администратор»:
1) плохая организация труда педагогов:
- недостаточно четкое разграничение между самими администраторами сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
- жесткая регламентация жизни, оценочно-императивный характер требований;
- перекладывание на педагога «чужих» обязанностей;
- незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью педагога;
|
|
2) стиль руководства:
- несоответствие стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
- частая смена руководства;
- недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
- нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда педагога;
- неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
- нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога;
3) необъективность оценки педагогами знаний обучающихся, их поведения:
- предвзятое отношение педагога к обучающимся;
- систематическое занижение оценок;
- самовольное установление педагогом количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку.
Специфические причины конфликтов «педагог - обучающийся»:
1) недостаточный профессионализм педагога как преподавателя и воспитателя:
- неумение организовать познавательный интерес обучающихся к своему предмету;- манипулирование отметками;
- «навешивание ярлыка» неуспевающего обучающемуся;
- акцентуация психологических недостатков обучающегося;
- неумение организовать занятия со всеми обучающимися;
2) нарушение требований образовательного учреждения обучающимися.Со стороны обучающихся конфликт может быть спровоцирован:
- неподготовленным домашним заданием;
- умышленным нарушением дисциплины;
- пропуском уроков без уважительной причины.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, между педагогом и обучающимся выделяются следующие виды конфликтов:
|
|
• конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе обучающегося выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание педагога;
• конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения обучающимся правил поведения в образовательном учреждении и вне его. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Педагог корректирует поведение обучающихся путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах;
• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений педагога и обучающихся. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь обучающихся к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие [8].
Рис. 23. Специфические причины и виды конфликтов «педагог-обучающийся»
Специфические причины конфликтов «педагог - родитель»:
1) разные уровни общей и педагогической культуры;
2) несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
3) непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов;
4) различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чувства. Педагог, прежде всего, реализует свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный характер общения педагога с обучающимися, как правило, не дает результатов;
5) отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»);
6) столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
7) профессиональная некомпетентность педагогов (низкий уровень подготовки, завышенные требования к обучающимся).
Таблица 35
Классификация педагогических конфликтов
Тип конфликта (частота возникновения) | Возможные причины |
Педагог – обучающийся (24%) | Плохая организация труда педагогов. Стиль руководства. Необъективность оценки педагогами знаний обучающихся, их поведения. |
Педагог – администратор (35%) | Недостаточный профессионализм педагога как преподавателя и воспитателя. Нарушение требований образовательного учреждения обучающимися. |
Педагог - родитель (13%) | Разные уровни общей и педагогической культуры. Несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»). Непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов. Различия в отношении к ребенку как к личности. (Со стороны родителей это превалирование материнского чувства. Педагог реализует свой социальный статус воспитателя). Отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»). Столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения. Профессиональная некомпетентность педагогов. |
Педагог – Педагог (22%) | Разный стаж работы (7%). Преподавание разных (важных и второстепенных) предметов (15%). Преподавание одного предмета. Разный должностной и научный статус. Отношения между педагогами, чьи дети учатся в одном образовательном учреждении. |
Обучающийся - обучающийся (6%) | Учебная перегрузка, общая утомляемость обучающихся, ведущая к обострению противоречий. Смена коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков. Неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки обучающегося с оценкой товарищей. Неопределенность социального статуса личности обучающегося. Общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группе. |
Специфические причины конфликтов «педагог - педагог» определяются особенности отношений субъектов педагогических конфликтов:
|
|
- между молодыми педагогами и педагогами, имеющими стаж работы;
- между педагогами, преподающими разные предметы;
- между педагогами, преподающими один и тот же предмет;
- между педагогами, имеющими звание, должностной статус, и не имеющими их;
- между педагогами, чьи дети учатся в одном образовательном учреждении.
Специфические причины конфликтов «обучающийся - обучающийся»:
- учебные перегрузки, общая утомляемость обучающихся, ведущая к обострению противоречий;
- смена коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
- неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки обучающегося с оценкой товарищей;
- неопределенность социального статуса личности обучающегося;
- общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группе.