Компетентности (Л.Л. Львов)
Оценка уровня сформированности компетентности выполняется по технологии интегративно-стимулирующей оценки [42,43].
Р =
Где: Р - интегративная оценка сформированности компетентности;
Ai – частные значения оценки компонентов сформированности компетентности;
F – коэффициент подобия, учитывающий степень соответствия формируемой учебно-профессиональной компетентности реальной компетентности.
Компонентов интегративной оценки сформированности компетентности три: когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный (мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий субкомпоненты), поэтому индекс i данной переменной принимает значение от 1 до 3.
А1 – частное значение оценки когнитивного компонента,
А2 – частное значение оценки деятельностного компонента,
А3 – частное значение профессионально-личностного (операционально-деятельностного, эмоционально-волевого, поведенческого субкомпонента) компонента компетентности;
|
|
А31 – частное значение оценки операционально-деятельностного субкомпонента профессионально-личностного компонента,
А32 – частное значение оценки эмоционально-волевого субкомпонента профессионально-личностного компонента,
А33 – частное значение оценки поведенческого субкомпонента профессионально-личностного компонента.
Кi – весовые коэффициенты (коэффициенты значимости) оценок соответствующих компонентов. Сумма всех весовых коэффициентов оценки равна единице:
К1…К3 – весовой коэффициент (коэффициент значимости) оценки когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного (мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и поведенческого) компетентности.
Таблица
Критерии и показатели оценки
Компонент/ критерий | Содержание компонента | Показатель |
Когнитивный (Знать) | Теоретические основы конфликтологии; предмет, задачи, методы и типологию конфликтов. Причины, функции, структура, процесс и динамика конфликта. Содержание и динамику управления конфликтами; прогнозирование и предупреждение (стимулирование) конфликтов; регулирование и разрешение конфликтов. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Содержание, и особенности (функции, причины, типология) основными видами конфликтов. Особенности управления внутриличностными, межличностными, групповыми, организационными, семейными, педагогическими конфликтами. | Полнота и глубина знаний |
Деятельностный (Уметь и владеть) | Уметь: Моделировать стратегию и технологию общения для решения задач в конфликтной ситуации. Определять типы конфликтных личностей и педагогических конфликтов. Определять и оценивать структуру стратегий поведения в ситуации конфликта. Оценивать уровень конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях. Владеть: Алгоритмом анализа конфликтных ситуаций и самооценки рационального поведения. Алгоритмом управления конфликтом. Алгоритмом определения структуры поведения в ситуации конфликта. Алгоритмом эффективного общения в конфликтной ситуации. | Скорость и точность освоенных способов действий. Демонстрация НОСД |
Профессионально-личностный (быть) | Решительным, ответственным. Самооценка поведения в конфликте Мотив достижения. Познавательный мотив. Тип направленности. Выбор поведенческих стратегий Самоконтроль Конфликтность | Решительность. Ответственность. Высокий уровень самооценки поведения в конфликте. Сбалансированность познавательных мотивов и мотивов достижения. Преобладание направленности на дело и на общение. Адекватность в выборе стратегий поведения в конфликте. Высокая степень самоконтроля. Низкий уровень конфликтности. |
Уровни подготовки выпускника и уровни сформированности компетенций и компетентности взаимосвязаны: вторые предназначены для перманентного мониторинга на всех этапах обучения.
|
|
1-й уровень (0-69 %) недопустимый (допороговый). На этом уровне студенты показывают фрагментарные ответы на основные вопросы и не даны положительные ответы на дополнительные вопросы, мысли излагаются недостаточно ясно, сбивчиво, без логической последовательности. Даны верные ответы не более, чем на 6 из 10 вопросов педагогического теста. Отсутствует алгоритм выполнения действий, входящих в состав компетенции. Не сформированы такие профессионально значимые личностные качества: решительность, ответственность, самооценка поведения в конфликте, сбалансированность познавательных мотивов и мотивов достижения, направленность на дело и на общение, выбор стратегий поведения в конфликте. низкая степень самоконтроля, высокий уровень конфликтности.
2-ой уровень (70-79 %) удовлетворительный (пороговый). Даны фрагментарные ответы на основные вопросы и не даны положительные ответы на некоторые дополнительные вопросы. Даны верные ответы на 7 – 8 из 10 вопросов педагогического теста (70%). Присутствуют несистематизированные, неточные умения по выполнению действий. Алгоритм частично сформирован. Самоконтроль слабо выражен. Сформированы ПЗЛК: решительность, ответственность, однако еще не сформированы адекватность в выборе стратегий поведения в конфликте, уровень самооценки поведения в конфликте недостаточный, преобладает мотив достижения, преобладание направленности на дело и на общение, уровень конфликтности высокий. Отсутствует понимание значимости этих качеств для будущей профессиональной деятельности.
3-й уровень (80-89 %) средний (оптимальный). Даны полные ответы на основные вопросы, однако дополнительные вопросы вызывают затруднения, прослеживается понимание, логика изложения материала. Даны верные ответы на 8-9 из 10 вопросов педагогического теста (80-89%). Сформирован алгоритм выполнения основных действий, однако не все действия выполняются точно и последовательно. Самоконтроль выражен хорошо. Основные ПЗЛК сформированы, решительность, ответственность, достаточный уровень самооценки поведения в конфликте, сбалансированы познавательные мотивы и мотивы достижения, преобладание направленности на дело и на общение, выбор стратегий поведения в конфликте обоснован, средняя степень самоконтроля, низкий уровень конфликтности. Понимание значимости этих качеств для будущей профессиональной деятельности хорошо выражено.
4-й уровень (90-100%) высокий (продвинутый). Даны исчерпывающие, обоснованные ответы на основные и дополнительные вопросы, ответы отличаются лаконичностью, логической последовательностью, пониманием и выделением главного. Даны верные ответы на 9-10 вопросов педагогического теста. Сформированы основные ПЗЛК: решительность, ответственность уровень самооценки поведения в конфликте высокий, познавательные мотивов и мотивы достижения сбалансированны, преобладание направленности на дело и на общение, адекватность в выборе стратегий поведения в конфликте, высокая степень самоконтроля, низкий уровень конфликтности. Есть осознание важности этих качеств для профессии. Высокая степень самоконтроля.
|
|
Средний балл показывает интервал, которому соответствует каждая отметка (от 0 до 5 баллов). Средний балл определяется также на основе количества правильных ответов.
Таблица
Характеристика уровней сформированности компонентов компетентности
Характеристика уровней | |||
Недопустимый (допороговый) | Удовлетворительный (пороговый) | Средний (оптимальный) | Высокий (продвинутый) |
Когнитивный компонент | |||
Полнота и глубина знаний составляет менее 70% (даны верные ответы на 6 и менее из 10 вопросов педагогического теста) | Полнота и глубина знаний составляет 70-79% (даны верные ответы не менее чем на 7 из 10 вопросов педагогического теста) | Полнота и глубина знаний составляет 80-89% (даны верные ответы не менее чем на 8 из 10 вопросов педагогического теста) | Полнота и глубина знаний составляет 90-100% (даны верные ответы не менее чем на 9 из 10 вопросов педагогического теста) |
Деятельностный компонент | |||
Скорость и точность освоенных способов действий составляет менее 70% нормативных значений. Алгоритм (НОСД) выполнения основных действий частично сформирован, однако демонстрируется непостоянно и бессистемно. | Скорость и точность освоенных способов действий находятся в пределах 70-79% нормативных значений. Алгоритм (НОСД) выполнения основных действий сформирован, демонстрируется постоянно, отдельные ошибки не приводят к срыву деятельности. | Скорость и точность освоенных способов действий находятся в пределах 80-89% нормативных значений. Алгоритм (НОСД) выполнения основных действий сформирован, демонстрируется постоянно, отдельные ошибки не приводят к существенному снижению результатов деятельности. | Скорость и точность освоенных способов действий находятся в пределах 90-100% нормативных значений. Алгоритм (НОСД) выполнения основных действий сформирован, демонстрируется постоянно, отдельные ошибки не приводят к существенному снижению результатов деятельности. |
Профессионально-личностный компонент | |||
Частично сформированы ПЗЛК: решительность, ответственность. Самоконтроль недостаточный, необходим постоянный внешний контроль. Преобладают мотивы достижения, познавательные мотивы не выражены. Преобладающий тип направленности на себя и на общение | ПЗЛК: решительность, ответственность сформированы и оказывают влияние на результаты деятельности. Уровень самоконтроля позволяет удовлетворительно репродуктивно, самостоятельно выполнять деятельность. Мотивы достижения и познавательные мотивы выражены и сбалансированы. Преобладающий тип направленности на себя и на дело, на общение. | ПЗЛК: решительность, ответственность сформированы и оказывают существенное влияние на результаты деятельности. Уровень самоконтроля позволяет продуктивно, самостоятельно выполнять деятельность. Мотивы достижения и познавательные мотивы выражены и сбалансированы. Преобладающий тип направленности на себя и на дело. | ПЗЛК: решительность, ответственность сформированы и оказывают определяющее влияние на результаты деятельности. Уровень самоконтроля позволяет эффективно, продуктивно, самостоятельно выполнять деятельность. Мотивы достижения выражены преобладают над познавательными мотивами и сбалансированы. Преобладающий тип направленности на дело и на общение. |
|
|