Деловая игра «Социально зрелая семья»

(сокращенный и модифицированный вариант игры

А.С. Прутченкова, Б.А. Райсберга)

Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, сформировать умения распределения доходов, сведения баланса доходов и расходов; сформировать уме­ние коллективно обсуждать сложную экономическую информацию и принимать решения в условиях ограниченного времени.

1. Порядок проведения игры

Подготовительный этап.

За 7-14 дней студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Им дают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных технологий рационального планирования семейного бюджета и рационального поведения при управлении супружеским конфликтом.

Игровая ситуация. В игре моделируется процесс распределения доходов и расходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Игровой этап.

I этап (4-5 минут). Участники объединяются в семьи (группы по 7-8 человек, желательно примерно равное число юношей и деву­шек в группе) и самостоятельно распреде­ляют игровые роли: муж, жена, сын, дочь, свекор (отец мужа), свек­ровь (мать мужа), тесть (отец жены), теща (мать жены).

В случае неполной семьи необходимо распре­делить все первые роли.

Все эти данные каждая семья записывает в таблице 1 (два экземп­ляра).

Таблица 1

Характеристика се­мьи

№ п/п Семейный статус Фамилия, имя, отчество Воз­раст Место работы или учебы Объем доходов, руб.
  Муж        
  Жена        
  Сын        
  Дочь        
  Свекор        
  Свекровь        
  Тесть        
  Теща        
Итого:

II этап (5-8 минут). Участники составляют характеристику се­мьи, обсуждая следующие вопросы: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалифика­ция) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработ­ной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные ис­точники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Одну таблицу каждая семья оставляет у себя, а другую сдает «экспер­ту» (его роль играет заранее подготовленный преподавателем участ­ник или координатор игры).

Одновременно семьи работают над составлением своих потреби­тельских бюджетов. «Эксперт» знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов, вы­ясняя корректируя структуру и объем доходов.

III этап (35-40 минут). Координатор объявляет, что семьи мо­
гут приступить к планированию предстоящих расходов в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк (таблица 2), содержащий основные статьи расходов.

В процессе обсуждения статей расходов участники заполняют бланк как в абсолютных величинах расходов по каждой статье (в рублях — графа 2), так и в процентах по отношению к сумме рас­ходов семьи (графа 3).

Необходимо обратить внимание на необходи­мость совпадения сумм расходов и доходов (баланс доходов и расходов).

Кроме того, члены семьи должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить оп­ределенные суммы на каждую статью расходов. Общая сумма доходов семьи за месяц 10 000 руб.

Таблица 2

Расходная часть семейного бюджета

Наименование статьи расходов Сумма, руб. Процент в семейном бюджете Процент в потреби­тельском бюджете Разность величин
Питание   40   10
Хлеб и крупы        
Мясопродукты        
Жиры (включая масло)        
Овощи        
Фрукты        
Сахар        
Молочные продукты        
Напитки        
Одежда   27 20  
Верхняя одежда        
Белье        
Головные уборы        
Чулочно-носочные изделия        
Обувь        
Мебель и предметы домашнего обихода   10 6 4
Культурно-бытовые нужды   10 5 5
Алкогольные напитки и курение   1 4 3
Оплата квартиры   2 6 4
Платежи, сборы, налоги   1 5 4
Накопления, сбережения   9 4 5
 

IV этап (10-15 минут). Координатор подводит итоги обсужде­ния и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые решения, включая сумму всех доходов, полученных за месяц, сумму
всех расходов по основным статьям, итоговый баланс как разность
общей суммы доходов и общей суммы расходов семьи.

Если баланс доходов и расходов в конкретной семье отрицатель­ный, то это означает, что она живет в долг и ей придется пояснить, где взяты недостающие деньги (или где семья планирует их взять). Если баланс положительный, значит, семья закончила месяц с оп­ределенной экономией. Как она собирается распорядиться этими день­гами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следую­щем месяце? Сэкономленные суммы также приплюсовываются к ста­тье «Накопления, сбережения».

После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры при­ступает к количественному анализу расходной части семейного бюд­жета. Для этого он доводит до сведения участников рациональный по­требительский бюджет в процентном отношении по каждой расход­ной статье.

Участники игры выписывают данные в процентах в бланк 2 (гра­фа 4) и начинают сравнивать свои результаты (в процентах по каж­дой статье расходов) с данными рационального потребительского бюджета.

Например, какую долю составляют суммы расходов по статье «Хлеб и крупы», совпадают ли они, или проценты, указанные по этой статье, слишком разные? Скажем, у одной семьи расходы по указан­ной статье составили 12%, а в Рациональном потребительском бюд­жете они составляют 7%.

Количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту рационального потребительского бюджета.

Победителем в этой игре, то есть наиболее социально зрелой се­мьей, объявляется та, результаты которой ближе всего к данным ра­ционального потребительского бюджета.


Таблица 3

Расходная часть рационального потребительского бюджета

» п/п Наименование статьи расходов Доля в общей сумме расходов, %
  Питание 50
  Хлеб и крупы 1
  Мясопродукты 1
  Жиры (включая масло)  
  Овощи  
  Фрукты  
  Сахар  
  Молочные продукты  
  Напитки  
  Одежда 20
  Верхняя одежда  
  Белье  
  Головные уборы  
  Чулочно-носочные изделия  
  Обувь  
  Мебель и предметы домашнего обихода 6
  Культурно-бытовые нужды 5
  Алкогольные напитки и курение 4
  Оплата квартиры б
  Платежи, сборы, налоги 5
  Накопления, сбережения 4
Итого 100

Для более точного опреде­ления уровня социальной зрелости семьи можно использовать сле­дующую формулу:

Уровень социальной зрелости = 2 | а — в\,

где 2 — знак суммирования; а — величина расходной статьи в бюд­жете семьи, %; в — величина однотипной расходной статьи в рациональном потребительском бюджете, %; а - в — разность величин а и в по модулю.

Суммирование целесообразно проводить только по 8 основным расходным статьям.

В идеале показатель должен приближаться к нулю, то есть процен­ты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, должны совпадать с процентами статей Рационального потребитель­ского бюджета.

V этап (15-20 минут). Координатор анализирует ход и результа­ты игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участни­ков на ряд моментов.

Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Како­го рода и в чем их причина? Как семья выходила из конфликтов? Кто стремился гасить конфликты? Какие он использовал для этого приемы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: