Учебной и научной литературы 8 страница. Модели посреднической деятельности

Модели посреднической деятельности

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:2

• фасилитаторство;

• консультационное посредничество;

• посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1 Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ, facilitate — облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.

2 Консультационное посредничество. Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.

 
 


1 Конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова.— М.: Эдиториал УРСС. 1999 – С. 317.

2Там же. С. 315. С 319.

3 Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы.1 Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т.п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

Оценка эффективности

посреднической

деятельности

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1) Объективные критерии, позволяющие

рассматривать вмешательство посредника как успешное:

• завершение конфликта;

• снижение остроты конфликтного взаимодействия;

• переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

• нормализация взаимоотношений оппонентов.

 
 


1 См.: Ростиашвили К. Д. Федеральная служба посредничества и примирения. // США: экономика, политика, идеология. 1991. - № 4. — С. 109—110.

 
 


2) Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что

• оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

• без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

• достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а, наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную вам точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие переговорных навыков. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение.

Оглавление  
Предисловие  
Раздел I. Становление и предмет конфликтологии  
Глава 1. Становление конфликтологии  
1.1. Формирование конфликтологических идей  
1.2. Развитие отечественной конфликтологии  
Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования  
2.1. Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект  
2.2. Исследовательские методы науки о конфликте  
Раздел II. Общая теория конфликта  
Глава 3. Понятие и типология конфликтов  
3.1. Понятие конфликта  
3.2. Объект и предмет конфликта  
3.3. Проблема типологии конфликтов  
Глава 4. Структура конфликта  
4.1. Объективные элементы конфликта  
4.2. Личностные элементы конфликта  
Глава 5. Причины конфликтов  
5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов  
5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов  
5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов  
Глава 6. Функции конфликта  
6.1. Понятие функции конфликта  
6.2. Конструктивные функции конфликта  
6.3. Деструктивные функции конфликта  
Глава 7. Динамика конфликта  
7.1. Пред конфликтная ситуация  
7.2. Открытый конфликт  
7.3. Послеконфликтный период  
Раздел III. Внутриличностный конфликт  
Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов  
8.1. Понятие внутриличностного конфликта  
8.2. Вилы внутриличностных конфликтов  
Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта  
9.1. Причины внутриличностного конфликта  
9.2. Последствия внутриличностного конфликта  
Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов  
10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов  
10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов  
Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов  
11.1. Понятие и природа стресса  
11.2. Причины и источники стресса  
11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях  
11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения  
Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы  
Глава 12. Межличностный конфликт  
12.1. Особенности межличностною конфликта  
12.2. Межличностные конфликты в семье  
12.3. Межличностные конфликты педагогическом процессе  
Глава 13. Конфликты в организации  
13.1. Специфика конфликта в организации  
13.2. Организационные конфликты  
13.3. Производственные конфликты  
13.4. Трудовые конфликты в организации  
13.5. Инновационные конфликты  
13.6. Особенности управления конфликтами  
Глава 14. Межгрупповой конфликт  
14.1. Особенности межгрупповых конфликтов  
14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов  
Глава 15. Основные виды межгрупповых конфликтов  
15.1. Типология межгрупповых конфликтов  
15.2. Политические конфликты  
15.3. Этнические конфликты  
Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов  
Глава 16. Предупреждение конфликтов  
16.l. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения  
16.2. Проблема конфликтных личностей  
16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтен  
16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора  
Глава 17. Разрешение конфликт  
17.1. Тактика избегания конфликта и метол насилия  
17.2. Два подхода к разрешению конфликта  
17.3. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»  
17.4. Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша  
17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты  
Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов  
18.1. Общая характеристика переговоров  
18.2. Стратегии ведения переговоров  
18.3. Динамика переговоров  
18.4. Тактические приемы ведения переговоров  
18.5. Посредничество в переговорном процессе  
Практические задания  
Библиографический список  
Словарь важнейших понятий и терминов  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: