Авторитет — общепризнанное уважение, влияние в системе межличностного общения.
Власть — возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия.
Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого, его установок, намерений,
представлений.
Лидер (от англ, leader — ведущий) — член группы (социальной организации), за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации — это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели.
Руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.
Статус социальный (от лат. status — положение, состояние) — показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе.
Стиль руководства — совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Страх — кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемое у человека действительной или мнимой опасностью, угрозой его существования.
ТЕМА 5. Предупреждения конфликтов
План
1. Понятие стресса.
2. Методы управления стрессами.
3. Приемы выхода из стрессовой ситуации.
4. Управление конфликтами.
5. Профилактика конфликтов в организации
Участие в конфликтных ситуациях достаточно часто предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу.
Понятие «стресс» в психологическом плане включает в себя целый спектр состояний личности, вызываемых множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.
Стресс ( от англ, stress — давление, напряжение) — состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.
Действия стресса, так же как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью личности реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление действия психологических механизмов защиты.
Существует значительное количество разновидностей стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический, информационный, эмоциональный.
Причины стрессов индивидов достаточно разнообразны. Они определяются организационными, неорганизационными и личностными факторами. Существенную роль играет конкуренция, как на рынке труда, так и на рабочих местах.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.
Второй — на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в выработке индивидуальных способов противодействия стрессам, используя специальные программы по нейтрализации стрессов, различные рекомендации.
Приемы выхода из стрессовых ситуаций состоят в освоении навыков: распоряжаться своим временем, изменять точку зрения на произошедшее событие; поведения в кризисных ситуациях.
Рассмотрим более подробно ряд приемов и рекомендаций по выходу из стрессовых ситуаций.