Существует 5 основных стилей разрешения конфликтов.
- уклонение (избегание)
- приспособление
- соперничество
- компромисс
- сотрудничество
Уклонение – это значит уйти от конфликта. Если возникшая проблема недостаточно важна, чтобы отстаивать свои права или я не желаю тратить время и силы на разрешение конфликта, тогда следует использовать уклонение.
Когда рекомендуется уклонение:
- чувствую, что не прав;
- обладаю большей властью, ем соперник;
- нет серьёзных оснований продолжать конфликт;
- имеем дело с конфликтной личностью (лучше от нее отойти).
Уклонение используется в следующих случаях..
Сторона считает:
- источник разногласий несущественный;
- нельзя решить вопрос в свою пользу;
- малая власть для решения проблемы;
- необходимо выиграть время, чтобы изучить ситуацию, получить дополнительную информацию;
- решать проблему немедленно опасно;
- подчиненные сами могут урегулировать конфликт;
- ухудшение здоровья состояние;
- в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди;
|
|
- грубияны, жалобщики, нытики и т д.
Уклонение не бегство. Конфликт может разрешиться сам собой если новая информация или изменится ситуация.
Приспособление (сглаживание)
Если человек убежден в бессмысленности споров лучше использовать метод приспособления («не надо раскачивать лодку», мы одна семья). К сожалению, о проблеме забывают.
В результате может наступить мир, гармония, тепло, но... проблема останется. Эмоции остаются внутри и накапливаются. Вероятно, произойдет взрыв, но позже. Человек жертвует своими интересами во имя другой стороны. Приспособление снимает напряжение, урегулирует межличностные отношения с внешней стороны, но ведет к внутриличностному конфликту.
Соперничество (конкуренция, принуждение). Наиболее типичный метод для поведения в конфликтной ситуации. Соперничество есть желание надавить на партнера, навязать свою волю
Этот стиль можно применять, если вы:
- делаете ставку на положительное решение проблемы (исход конфликта лично важен для вас);
- обладаете властью, авторитетом;
- вам нечего терять, нет выбора;
- принимаете нестандартное решение, и есть на это полномочия (пример: сокращение штатов);
- взаимодействие с подчиненными, которые предпочитают авторитарный стиль руководства.
При использовании метода соперничества редко достигаются долгосрочные, положительные результаты. Возможен саботаж проигравшей стороны. Уход профессионалов на другие предприятия.
Этот стиль неприемлем в семье. Он вызывает чувство отчуждения.
Компромисс
Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях. Но постоянно жить на конфликтах нельзя.
|
|
Недостатки данного стиля: никто полностью не удовлетворен
- проблема полностью не решена
- в итоге недовольны все.
Выбираем компромисс если:
- для разрешения конфликта мало времени;
- проблема не очень важна для обеих сторон;
- лучше достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать её скрытые причины;
- проблема и её решение не слишком важны для обеих сторон.
- вам не удалось добиться своего с использованием сотрудничества или собственной власти;
- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
- удовлетворение желаний одной из сторон не слишком важно для нее самой;
- приемлемо промежуточное решение, поскольку нет времени для выработки другого или же иные подходы оказались неэффективны;
- компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль сотрудничества (решения проблемы)
Это признание различия во мнениях, готовность выслушать другие точки зрения.
Цель: не победить, а найти наилучший выход из конфликтной ситуации.
Умных людей есть свои представления обо всем. Эмоции можно устранить путем переговоров, работы с людьми, при этом искать решение, пока оно не будет найдено.
Такой стиль хорош, но требует умений, навыков, навыков:
- умение убедительно объяснить свою позицию;
- умение выслушать другую строну;
- умение сдержать проявление эмоций.
Отсутствие хотя бы одного из умений делает всю работу не эффективной.
Этот стиль можно использовать в следующих случаях:
- каждый из подходов к проблеме представляется существенным и не допускает компромисса, однако необходимо найти общее решение;
- основная цель – приобретение совместного опыта работы. Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
- существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения конфликтных сторон;
- необходима интеграция точек зрения и усиление личной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Выбираем сотрудничество, когда:
- предмет спора сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения;
- стороны готовы потратить время на выбор способов удовлетворения скрытых нужд и интересов;
- для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс совершенно неприемлем;
- стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы с уважением отнестись к противоположной точке зрения;
- стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного, не желая при этом откладывать его.
Методика выхода из конфликтной ситуации.
- Определить проблему (цель).
- Определить решения, приемлемые для обеих сторон.
- Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
- Создать атмосферу доверия, усилив взаимное влияние, обмен информацией.
- Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а так же сводя к минимуму негативные эмоции (гнев, угрозы...).