Хозяйственные средства - комплекс основных, оборотных и денежных средств предприятия, включая наличность в кассе, а также средства в расчетах, отвлеченные средства и прочую дебиторскую задолженность. Источниками хозяйственных средств являются уставный фонд предприятия, оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль, кредиты и ссуды, задолженность поставщикам и прочая кредиторская задолженность.
Оборачиваемость хозяйственных средств характеризует деловую активность, эффективность использования материальных, трудовых и финансовых и других ресурсов по всем направлениям деятельности, их качество управления, возможность экономического роста и достаточность капитала организации.
Оборачиваемость зависит от целого ряда факторов внутреннего и внешнего характера.
К внешним факторам относятся – сфера деятельности организации, отраслевая принадлежность, география потребителей, поставщиков и сменщиков, количество поставщиков и покупателей (дифференциация поставщиков и покупателей), платежеспособность контрагентов и др.
|
|
К внутренним факторам относятся – масштаб работы предприятия, организационно – технический уровень производства, система расчетов на предприятии, конкурентоспособность продукции, ценовая политика и т.д.
Чем меньше количество дней оборота, тем выше деловая активность и чем выше скорость оборота, тем ниже наши нормативы.
Оценка деловой активности дается на качественном и количественном уровнях. К качественным характеристикам относятся:
- широта рынков сбыта;
- конкурентоспособность;
- масштаб поставок продукции на экспорт;
- деловая репутация предприятия: известность клиентов предприятия, устойчивость связи с клиентами, выполнение своих обязательств, участие в судебных разбирательствах и т.д.
К количественным характеристикам относятся абсолютные и относительные показатели. Среди абсолютных показателей наиболее важными являются объем продаж, прибыль, величина активов (имущества). Эти показатели необходимо отслеживать в динамике за несколько отчетных периодов.
При этом оптимальное соотношение между ними имеет вид:
Тп >Тв >Та >100%
где:
Тп - темпы роста прибыли в %; Тв - темпы роста выручки в %; Та - темпы роста активов в %.
На практике даже успешно развивающееся предприятие не застраховано от нарушения данного неравенства. Нарушения могут быть вызваны освоениями новых видов производства, изменениями технологий, обновлением и модернизацией основных средств в отдельные периоды, реорганизацией структуры управления и производства. Эти факторы тесно связаны с изменениями внешней среды и требуют серьезных капитальных вложений, окупаемых в отдаленной перспективе.
|
|
Если прибыль увеличивается более высокими темпами по сравнению с другими показателями, это значит, что издержки производства и обращения снижаются, а активы предприятия используются рационально.
Чем быстрее оборачиваются средства, тем более продукции производит и продает организация при той же сумме капитала.
Основным элементом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения ресурсов, а также увеличение прибыли.
18. Сущность, принципы и методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой
Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Понятие планирование деятельности организации имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории организации, ее природы. Второй - конкретно-управленческий. При этом планирование рассматривается как функция менеджмента, как умение предвидеть будущее организации и использовать это предвидение. Возможность планирования конкретного вида деятельности вытекает из природы экономической сущности организации и определяется общими условиями хозяйствования.
В основу планирования положены следующие принципы.
1) Принцип обоснованности целей и задач организации выделяет в качестве важнейших целей:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение организации;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников организации;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности организации.
3) Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.
4) Принцип непрерывности отражает сочетание текущего и перспективного планирования.
5) Принцип сбалансированности плана указывает на необходимость количественного соответствия между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием.
6) Принцип директивности, в соответствии с которым план приобретает силу закона для всех подразделений организации после утверждения его руководителем организации.
К основным методам, используемым в планировании, могут быть отнесены:
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
- балансовый – включает целенаправленное согласование использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития организации распространяются на будущие периоды;
- интерполяции - организация устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
- факторный - учет влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
- матричный - построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями их деятельности;
- программно-целевой – заключается в выборе и постановке целей и методов их достижения;
- экономико-математического моделирования - с применением современных средств и методов компьютерного моделирования производственно-хозяйственных процессов и др.
|
|
22. Оценка выполнения плана выпуска продукции в целом и по ассортименту
Анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов:
1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции по ассортименту.
2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
3. Анализ структуры и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.
Первый этап. Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах по показателям валовой, товарной и реализованной продукции, а также выпуска продукции в натуральных показателях.
Второй этап. Анализ выполнения плана по ассортименту позволяет оценить степень выполнения договорных обязательств, качество планирования, а также качество менеджмента. В то же время планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т. д.
Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.
Оценка выполнения плана выпуска по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.
23. Аспекты оценки выполнения плана по объему выпуска
В процессе хозяйственной деятельности из множества целей, стоящих перед предприятием, как правило, в подавляющем большинстве случаев доминируют экономические цели. Одной из главных целей является получение прибыли, которая определяется как превышение доходов над расходами (затратами).
В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПВУ 9/99), под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
|
|
Доходы от обычных видов деятельности называются выручкой. Выручка состоит из следующих частей:
а) выручка от продаж;
б) доходы от прочих видов деятельности.
Выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат — увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
- оценки степени выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;
- ритмичность производства и продаж;
- оценка влияния различных факторов на изменение величины продаж;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- расчет критического объема производства (продаж) по видам продукции, подразделениям и т. п.
Продукция предприятия является совокупным результатом производственно-хозяйственной деятельности. Основными характеристиками продукции являются: количество, номенклатура, объем в стоимостном выражении, качество. Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Предприятие формирует «портфель» заказов по объему и номенклатуре продукции на основе прямых договоров с заказчиком, исходя из своих производственных возможностей и конъюнктуры рынка. Некоторые предприятия формируют объем заказов на основе госзаказа в пределах определенной доли от общего объема производства.
Основным исходным документом является хозяйственный договор. Он содержит информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, упаковке, порядке расчетов, доставки, сроках договора, санкциях за нарушение условий.
На основании «портфеля» заказов формируется план производства. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков называется производственной программой. Способность предприятия к выпуску продукции в определенных объемах характеризуется его производственной мощностью.
Статистика различает объем произведенной продукции и объем продаж (реализованной продукции).
Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая и незавершенное производство. Характеризует объем работ.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Характеризует объем продукции.
Стоимость реализованной продукции (продаж) также может учитываться в двух вариантах, в зависимости от учетной политики предприятия:
1) включает стоимость продукции, отгруженной заказчикам и покупателям;
2) включает стоимость продукции оплаченной заказчиками и покупателями.
Отгруженная продукция —это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.
Реализованная продукция — это количество изделий, за которые поступили денежные средства в кассу или на расчетный счет, чеки или векселя.
Плановый и фактический объем реализации продукции рассчитывается следующим образом: остатки нереализованной продукции на начало периода + товарная продукция за период — остаток нереализованной продукции на конец периода.
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т. е. в границах min — max, представляющих релевантный ряд. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min — max, но и в пределах неизменных постоянных издержек.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации — это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов. Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент —перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. другими словами, ассортимент — набор (подбор) товаров по различным видам, наименованиям и назначению.
Систематизированный перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции, а также шифров изделий (номенклатурных номеров)— называют номенклатурой.