Анализ объема реализации продукции

Реализованная продукция – это продукция:

- оплаченная, если её учитывают «по оплате», или

- отгруженная, если её учитывают «по отгрузке», т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции (могут рассчитываться как по валовой, так и по товарной и реализованной продукции):

1. Абсолютный прирост продукции за анализируемый период;

2. Темп роста продукции;

3. Темп прироста продукции;

4. Средний за анализируемый период темп роста (прироста) продукции.

Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:

- фондоотдачи;

- материалоотдачи.

На некоторых российских предприятиях в практике анализа хозяйственной деятельности продолжают применяться устаревшие показатели оценки объема выпуска продукции:

  1. Чистая (условно-чистая) продукция;
  2. Нормативно-чистая продукция.

Объемы товарной и реализованной предприятием продукции взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь может быть описана балансом товарнойпродукции. Его вид зависит от принятого на предприятии метода определения выручки от продаж.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции (методом начислений), то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ТП + ГПн = РП + ГПк;

где - ТП, РП – соответственно стоимость товарной и реализованной продукции;

- ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда: РП = ТП + ГПн – ГПк;

Если выручка на предприятии определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовым методом), то баланс товарной продукции можно записать так:

ТП + ГПн + ОТн = РП + ГПк + Отк;

где: - ОТн, Отк – соответственно, остатки отгруженной и неоплаченной покупателями продукции на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда: РП = ТП + ГПн + ОТн – ГПк – ОТк;

Эти модели, вытекающие из баланса товарной продукции, применяются при факторном анализе изменения объема продаж продукции.

Анализ реализации продукции включает:

1. Определение уровня выполнения плана по реализации продукции;

2. Анализ динамики реализации продукции;

3. Выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объема реализации;

4. Анализ выполнения договорных обязательств;

5. Определение практических мероприятий по увеличению объемов реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: