Первобытная культура. История первобытного общества охватывает период: примерно с 2,5 млн

История первобытного общества охватывает период: примерно с 2,5 млн. лет назад по IV тысячелетие до н. э. Тип современного человека появился примерно 40 тыс. лет назад в древний каменный век - палеолит. Древнейшие люди (архантропы) уже изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С созданием и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Люди жили в пещерах, хижинах и полуземлянках. Они были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека - стадо, род, племя, семья - отношения определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимоподдержка, авторитет традиций. Материальное бытие человека было органически связано с духовным.

Однако человек в первобытном обществе еще не личность, а часть единого родового организма. Его деятельность по изготовлению орудий труда способствовала формированию коллективного сознания и психологии, архаичной, мифологической модели мышления, речи и действия. В мифах закрепляются представления человека об окружающем мире. Английский этнограф и историк культуры Э. Тэйлор писал: “Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры, становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных”.

Люди зависели от природных сил, не понимая сути многих природных явлений, испытывали страх перед “таинственными силами”. Вероятно, на этой почве начали зарождаться первые религиозные представления и верования. Анимизм (от лат.“анима” - душа, дух) - это вера в души, всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Тотемизм - вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным (тотемом), которое считалось “отцом” и защитником от бед и болезней. Вместе с тотемизмом возникают табу - пищевые и другие запреты, отражающие формирующиеся нравственные представления первобытных людей. Фетишизм (фетиш - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Стали изготовляться в качестве культовых предметов талисманы от чумы, холеры, ранения в бою и т.п. Магия (с греческого - колдовство) - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы. Зарождается лечебная магия, знахарство. Возникают колдовские обряды, ритуал, заклинания. Остатки этих форм религий сохранились во всех регионах, в традициях и быту народов мира.

В первобытную эпоху зарождается изобразительное искусство - как отражение первых представлений человека об окружающем мире. Ранние пещерные росписи животных достаточно примитивны. Они выполнены минеральными красками, которые сохранили свой колорит до сих пор. В росписях преобладает красный цвет. Позднее стали прорисовывать детали (рога, копыта) больше появилось в рисунках динамики (бегущий олень, фигуры загонщиков и т.д.). Наносили ритуальные узоры на тело - татуировку.

Со временем сформировались виды декоративного искусства - резьба по камню, кости; декоративно-прикладного - керамика, обработка металла. Орудия труда и быта украшались (например, рукоятки ножей). В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изделия из бронзы, золота, серебра).

Интересны образцы скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Археологи нашли много маленьких, помещающихся на ладони фигурок женщин из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали полными и обнаженными, но встречаются и стройные, изящные молодые охотницы.

В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала были сделаны из блестящего обсидиана. Повседневную жизнь украшала богато орнаментированная глиняная посуда.

Особенностью первобытного искусства был синкретизм (с греческого - соединение) - нерасчлененность художественной культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. Танец, песнопение, молитва тесно переплетались в ритуале. В основе ритуала лежал принцип подражания явлениям природы. В танце человек пытался вызвать дождь, рост растений, соединиться с божеством.

К концу первобытной эпохи появились такие архитектурные сооружения, как крепости из огромных грубо отесанных камней, поселения: неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Возводились глинобитные дома с алебастровыми полами на каменном фундаменте. Полы домов, стены окрашивались в красный или черный цвет. Строились общинные святилища. К ним примыкали обширный дом и зернохранилище. Из камня возводились гробницы (в виде большого каменного ящика, накрытого плитой), кромлехи (культовые сооружения из врытых в землю длинных камней, расположенных по кругу) и др.

Приблизительно 14 - 12 тыс. лет назад (в ХII -Х тысячелетии до н.э.) начинается аграрная революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н. э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Название стадии развития, переходной от родового (первобытного) общества к цивилизации в различных исторических и философских концепциях называется по-разному: варварство (у Л. Моргана), период земледельческой, или соседской общины (в марксизме), аграрная революция (в теории модернизации), военная демократия и т. д. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: