Древневосточная культура

Первые классовые общества, первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н. э. в долине Нила в Африке и междуречье Тигра и Евфрата в Азии. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Двуречья: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран. Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Япония, Древняя Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций.

Многие “блага цивилизации”, без которых просто невозможно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока - египетские пирамиды, террасные, т. н. “висячие”, сады Семирамиды в Вавилоне входят в число “семи чудес света”. Древневосточные архитекторы умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д.

Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидесятичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля - индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические термины: цифра, корень, синус. Уже во втором тысячелетии до н. э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, “Классический труд по иглотерапии и прижиганию”. В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, располагали совершенной системой водопровода и канализации.

Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально - этнических культур.

С эпохой Древнего Востока связано рождение в Индии в VI в. до н.э. первой мировой религии. Ею стал буддизм. В 40 лет Сиддхартха Гаутама “достиг просветления” и стал называться Буддой, т. е. “просветленным”. Как и всякая религия, буддизм содержал в основе доктрины идею о спасении. В центре буддизма - учение о “четырех благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Источник страданий - жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение - уничтожение этой жажды через освобождение от желаний.

Ранний буддизм обращается непосредственно к индивиду, от него самого зависит “освобождение”. Человек поставлен в условия выбора пути. Надо следовать “восьмеричному пути”: праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мыслей, праведной памяти, праведному образу жизни, праведному самоуглублению. Огромное значение в буддизме играла этическая сторона, нравственный аспект в поведении человека. Человек должен полагаться на себя, а не искать спасения извне. Буддизм не признавал существование Бога-творца, Бога-созидателя. Выдвигая идею о всеобщем равенстве людей по рождению, буддизм выступает против резких кастовых перегородок. Перейдя границы Индии, буддизм нес в другие страны и многие традиции индийской образованности, произведения искусства религиозного и светского характера.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении личности и отношений к ней общества и государства. Ее основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индивидуальным, растворение личности в определенной социально- культурной общности (например, касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Все это тормозило развитие гражданского общества, предполагающего единство прав и обязанностей всех людей, и отражалось в восточной культуре, системе нравственных ценностей, характере религиозно - мировоззренческих идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: