double arrow

Эрих Фромм



(1900-1980)

Эрих Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов формирования личности.

Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV в.) по наше время.

По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.

В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако современный человек не приобрел внутренней свободы реализации личностного потенциала, т. е. реализации своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей.

Свобода принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.




Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности.

Эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта свобода вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.

Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

Как же люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе?

Фромм описал несколько стратегий "бегства от свободы".

Первый из них – авторитаризм, "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным "Я"". При этом люди могут проявлять как чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность, так и желание эксплуатировать других, доминировать над ними, контролировать их.



Второй способ бегства – деструктивность (разрушение). Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

Третий путь избавления от одиночества – путь абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.

"Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности какой требует модель культуры…".

Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения.

Тем не менее, Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при котором человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.

Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.



Сейчас читают про: