(1856-1939)
Основоположником психоанализа был венский психиатр Зигмунд Фрейд. Исходный пункт его концепции – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на нее мощное, порой скрытое воздействие.
Согласно Фрейду, не только наши поступки бывают иррациональными, часто значение и причины нашего поведения бывают недоступны сознанию.
В психической жизни можно выделить три уровня: сознание, подсознательное и бессознательное. Фрейд рассматривал их в тесном единстве.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания.
Область подсознательного иногда называют "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
|
|
Подсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Бессознательное – самая глубокая и значимая область человеческой психики, представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного (например, забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителям и т. д.). Неосознанные переживания полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей.
Позже Фрейд пересмотрел свою модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: "Я", "Оно", "Сверх-Я".
" Оно ", по Фрейду, означает "кипящий котел инстинктов", инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с первичными биологическими побуждениями (еда, сон и прочие), которые наполняют наше поведение энергией. Это нечто темное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.
Являясь самой старой исходной структурой психики, "Оно" выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями.
Когда эти побуждения сдерживаются и не находят разрядки, они создают напряжение в личностном функционировании.
Немедленная разрядка напряжения получила название принципа удовольствия.
С появлением опыта откладывать удовлетворение первичных потребностей возникает вторая структура личности – "Я".
|
|
" Я " – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.
"Я" стремится выразить и удовлетворить желание "Оно" в соответствии с ограничениями, которые налагает внешний мир. Таким образом, "Я" помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.
В отличие от "Оно", природа которого выражается в принципе удовольствия, "Я" подчиняется принципу реальности.
Суть принципа реальности – сохранить целостность организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом.
Опираясь на силу логического мышления, "Я" способно направить поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и других людей образом.
" Сверх-Я ". Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, разумно совместимую с тем, что принято в его окружении. Человек не рождается со "Сверх-Я", все это приобретается в процессе социализации (вхождения в общество) и интериоризации (перевода во внутрь). Таким образом, "Сверх-Я" – версия усвоенных общественных норм и стандартов поведения, другими словами, это индивидуальное отражение "коллективной совести" социума.
Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, возникновению религиозных верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим вопросам, как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и культурных начал в структуре личности, истоки нравственности и другие.
Понятие "культура" содержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения.
Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы.
Основатель психоанализа пытался раскрыть культурогенез через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом или ведущих к его гибели. Для удержания их от "выхода наружу" требовалась энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда, и создает цивилизацию. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные импульсы творческой энергии человека позволит подойти к выяснению феномена культуры в целом. Вместе с тем Фрейд показывает, что для истолкования культуры огромное значение имеет система запретов, компенсирующих утрату животных инстинктов.
Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений в социуме, особенно для распределения достижимых материальных благ.
Каждая культура, по словам Фрейда, создается принудительно для подавления первичных влечений. При этом у сообщества людей имеются как разрушительные (следовательно, противообщественные), так и созидательные (культурные) тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для культурогенеза. Подавляя разрушительные тенденции наложением запретов, культура несколько тысячелетий назад начала отдалять человека от первобытного состояния.
Однако даже в русле психоанализа в наследии учеников Фрейда эта концепция оспаривается. В частности, Эрих Фромм указывает на прямо противоположную тенденцию: именно история, культура раскрыли в человеке некие разрушительные структуры.