Эрих Фромм

Эрих Фромм (1900—1980) — главный представитель неофрейдиз­ма. Он пытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистен­циализма для решения основных противоречий человеческого суще-


Раздел VII. Современная западная философия

ствования. Фромм считал, что в личности нет ничего прирожденно­го. Все ее психические проявления — следствие нахождения личнос­ти в той или иной социальной среде. Поэтому в своих исследованиях сущности человека он исходил из этого принципа.

Варианты человеческих коммуникаций. По мнению Фромма, чело­век рождается в качестве человека тогда, когда разрывает первобыт­ные связи с природой, характеризующие животное состояние. Но, разорвав эти связи, человек остается одиноким. Состояние одиноче­ства заставляет его выбрать один из вариантов коммуникации — либо подчиниться чьей-то власти, либо самому подчинить себе дру­гих. Эти варианты в чистом виде условно можно обозначить как ма­зохизм и садизм, которые являются патологией человеческого пове­дения. И тот, и другой не приемлемы в здоровом человеческом обществе, а единственно возможная форма коммуникации, сохра­няющая полноту человеческой свободы, — любовь.

Свобода как протест. Став свободным, человек начинает нести ответственность за свои поступки, мысли, за свой выбор. Если он не выдерживает этой ответственности, то ищет убежища в стадном кон­формизме (приспособленчестве), бездумно принимает и выполняет установленные нормы. Одно из условий быть свободным, по Фром­му, — это способность быть несогласным. Именно неподчинение Адама и Евы Богу явилось началом истории, а сами они стали инди­видами. Все дальнейшее развитие человечества состоит из серии актов неповиновения. Поэтому свобода человека проявляется как протест.

Иметь или быть? В работе «Иметь или быть» Фромм, анализируя.причины кризиса современного общества, приходит к выводу, что есть два способа существования человека. Первый — это «Иметь*. Основой существования здесь является правило: «Я есть то, что я имею и потребляю». То есть это существование по принципу облада­ния. Второй — это «Быть*. То есть быть независимым, свободным, уметь обновляться и иметь критический разум, в то же время быть способным отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия, быть способным любить.

Фромм опровергает мнение, что принцип обладания является ос­новой человеческой природы. Однако в силу внешних условий прин­цип обладания пока чаще берет верх. Фромм характеризует следую­щим образом принцип «Бытия»: «Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть. Чувство безопаснос­ти, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные... на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересован­ности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию

Литература

иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности... Любовь и уважение к жизни во всех ее прояв­лениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво». Таким обра­зом, для преодоления индивидуального и общественного кризисов необходимо «быть», а не «иметь».

Вопросы для самопроверки

1. Какие события в жизни человека, страдающего неврозом, по мнению Фрейда, чаще всего забываются?

2. Чем отличается понятие «сексуального» от «генитального» в трактовке Фрейда? Приведите два-три своих варианта «сексуального», но не «гениталь­ного».

3. Каким образом можно узнать содержание бессознательного? Одна из известнейших книг Фрейда называется «Толкование сновидений», но вряд ли он доверял сонникам. В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие толкования снов во фрейдизме от «народных» сонников?

4. Если юноша вдруг начинает регулярно опаздывать на любовные сви­дания со своей девушкой и каждый раз находит объективные причины этих опозданий, признаком чего это может являться в соответствии с теорией Фрейда о бессознательном?

5. Охарактеризуйте каждую составляющую структуры личности: Оно, Я, Сверх-Я. Как вы думаете, какой структуре личности с позиции фрейдизма должна принадлежать совесть?

6. Разъясните суть коллективного бессознательного, открытого Юнгом.

7. Что такое архетип? В каких жизненных ситуациях или образах можно обнаружить проявление архетипов?

8. Приведите примеры из жизни, которые характеризовали бы идею Фромма о существовании по принципу обладания и по принципу бытия.

Литература

1. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

2. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М., 1998.

3. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

5. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

7. Фромм Э. Искусство любить. М., 1994.

8. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

9. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.


Раздел VII. Современная западная философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: