Н. Я. Данилевский

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге "Россия и Европа" (1869 г.) разработал концепцию обособленных, локальных "культурно-исторических" типов, которые в своем развитии последовательно проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Все самобытные цивилизации Н. Я. Данилевский разделил на три класса: положительные, отрицательные и служащие чужим целям.

К первому относятся такие, как египетская, китайская, индийская, еврейская, европейская и другие, так называемые положительные деятели в истории человечества, которые содействовали прогрессу человеческого духа.

Второй класс образуют разрушительные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки).

К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), которым не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли.

Данилевским отвергается мысль об истории как прогрессе некого общего разума, некой общей цивилизации. Такой цивилизации нет, есть множество развивающихся отдельных цивилизаций, каждая из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества.

Н. Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (или европейская).

Среди этих культур выделяются " уединенный " и " преемственный " типы.

К первым относятся китайская и индийская, а ко вторым – египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались от одного культурного типа к другому, как подпитка той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.

Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а от него – к цивилизации.

Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевский понимал "время, в течение которого народы, составляющие тип… проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе…".

Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре разряда:

1. Деятельность религиозная – выражает отношение человека к Богу.

2. Деятельность собственно культурная – выражает отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность; во-вторых, эстетически-художественная; в-третьих, технически-промышленная.

3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н. Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

§ Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно ни в одном из разрядов социокультурной деятельности (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры).

§ Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская (создавшая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, проявившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

§ Культура двуосновная – германо-романская, или европейская. Политика и собственно культура стали основой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальной систем, развитие науки, техники, искусства).

§ Культура четырехосновная – гипотетический, еще только возникающий культурный тип. Это совершенно особый тип в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности истинную веру, политическую справедливость и свободу, собственно культуру (науку и искусство), совершенный общественно-экономический строй. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев.

Этнографическое состояние – на этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседкого сообщества людей к природно-географичеким условиям их проживания и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: