Путь русской культурологии от Чаадаева к Герцену—начальный этап ее становления, теснейшим образом связанного с вызреванием реформаторского и радикалистского сознания в российском обществе накануне отмены крепостного права, с формированием интеллигентской идейной программы в русской духовной культуре, секуляристской (во всех своих течениях) по отношению к древнему (христианско-православному) мировоззрению русского народа. Связь с наукой и философией первой половины XIX в. в Западной Европе предопределила в дальнейшем ее расцвет и глубокое автономное развитие между 1861 и 1917 гг.
События, последовавшие за двумя революциями 1917 г., привели русское общество и русскую культуру в совершенно новые условия исторического существования, парадоксально сочетавшие черты и Запада, и Востока, но в каких-то странных формах их выражения (лучше сказать, искажения и вырождения). Следы отечественной культурно-исторической традиции, задолго до революционной эпохи подвергшейся секуляризации, сохранились лишь в закрытых для публики тайниках русской души и великих опальных умов да еще в творчестве оставшихся от прежней эпохи мыслителей русского зарубежья.
Список литературы
1. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 2002. – 584 с.
2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (ХI-ХХ вв.). – СПб: ИТД «Летний сад», 2001. – 398 с.
3. История русской культуры IХ-ХХ вв. – М.: Дрофа, 2002. – 400с.
4. Культурология. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 575 с.: ил.
5. Культурология: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2—9. – 576 с.
6. Мананникова Е.Н. Философия: учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – 304 с.
7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 399 с.
[1] Култьтурология. – Ростов-н/Д, 2009. – С. 342.