double arrow

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Китайский этнос создал особый тип культуры, от­личающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда иг­рали более значительную роль, нежели мистика и ин­дивидуалистические поиски спасения. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной ки­тайской культуры. Смысл жизни для древних китайцев заключался в под­держании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Картина мира в китайской культуре поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представле­нии китайцев — это мир абсолютного тождества проти­воположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. На­против, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), ис­кренность (синь) и мудрость (чжи).

Китайская культура не ориентирует на деятельное на­пало, а призывает к действию, сообразуемому с косми­ческим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: «Я излагаю, а не говорю». С точки зрения Конфуция, личность получает свое со­держание непосредственно от природы.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического по­рядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосиз­ма и конфуцианства, которые наряду с буд­дизмом, составили философско-религиозную триаду (сань цзяо), духовный стержень китайской культуры.

Даосизм призывал к органическому слиянию с при­родой. Творцом даосизма считается Лао-цзы, «Старый мудрец». Дао — это нечто всеобъемлющее, что заполняет со­бой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограни­ченность, одномерность человеческого сознания. Слу­шающий дао не имеет привычки видеть лишь одну сто­рону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь — временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.

Второе начало китайской культуры – конфуцианство. Его создатель – Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун. Он сформировал идеал совершенного человека, «цзюнь-цзи», обладающего главными достоинствами – чувством долга и гуманностью. «Благородный человек» Конфуция – умозрительный социальный идеал, своеобразное звено между Небом и обществом.

Конфуций сформулировал основные принципы социального порядка, согласно которому все будут знать свои права и делать то, что положено. На основании культа предков Конфуцием было разработано учение о «сяо» – сыновней почтительности, которую он считал основой гуманности. Культ сыновней почтительности стал нормой жизни. Он воспитал уважительное отношение к семье – основе общества. Интересы семьи и общества превосходили интересы личности.

Все этико-мировоззренческие положения даосизма и конфуцианства составили основу китайской культуры, способствовали ее стабильности, инертности, консерватизму.

Искусство Китая глубоко пронизано высокими фило­софскими идеями и мудрыми поучениями. В нем воспевается красота ми­ра и гармония природы. Идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия.

Даже письменность китайцев трепетно-красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов культуры. Каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от то­на имеют абсолютно разные значения.

Восприятие каллиграфического знака в традиционной китайской культуре осознано как особая область не только эстетики, но и этики.

Китай — родина уникальной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых». Жанр этот зародился в IX в., но не теряет своей прелести и актуальности и в наше время. В древнем трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» не только даны образцы изображений и техника исполнения, разработанная для этого жанра, но и все это связано с космологическим принципом по­добия философии даосизма. Единое (мир) реализуется через единственное (дерево, цветок). Образно говоря, сквозь причудливые переплетения прожилок лепестков цветка просвечиваются грандиозные контуры мирозда­ния. Художественная система Китая глубоко символична.

В китайской эстетике живопись измеряют двумя параметрами: философией и каллигра­фией. Это значит, что лицо художника выражают дух и линия. Камни, деревья, водные потоки, цветы, птицы и даже человек даны в типизированном, а не индивидуа­лизированном виде.

Итак, китайско-конфуцианская культура характеризуется: религиозной индифферентностью, акцентом на социальную этику и административно-детерминированное поведение, приматом жесткой нормы, догматизмом и конформизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: