| Запад
| Восток
|
Особенности образа жизни
| Познание внешнего мира и активное воздействие на ненр; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни
| Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы.
|
Философия
| Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; владение даром слова.
| Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается личным примером.
|
Наука
| Развитие науки, как практической, так и теоретической.
| Развитие преимущественно практических знаний.
|
Искусство
| Утилитаризм, визуальность, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм.
| Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы, неиндивидуализированность стиля.
|
Этика
| Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций.
| Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность.
|
Политическая жизнь
| Динамизм
| Инерционность
|
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востоковедов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфически восточных формах). В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.