Север и Юг

Наряду с проблемой «Восток—Запад» в последнее время все большую. важность приобретает проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь понимается социокультурный мир народов субтропического пояса - африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же север­нее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором веду­щую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пере­секается с миром Востока и противопоставляется главным образом миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».

«Южный» регион — это прародина человечества: современные ан­тропологи склоняются к признанию моноцентрической теории проис­хождения человека, согласно которой род человеческий ведет начало от живших на африканском континенте 3-4 миллиона лет назад предлюдей. Природные условия (богатство флоры и фауны, теплый кли­мат) не требовали от южных народов развития форм материального производства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поко­лению один и тот же, мало изменяющийся объем знаний и традиций, обеспечивающих жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства.

Однако свойственная южному типу культурно-хозяй­ственной жизни застойность превратила Африку и острова Океании в колонии европейских государств. Движе­ние за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить, утвердить и возвысить достоин­ство своей самобытной культуры.

К настоящему времени население Юга составляет около одного миллиарда человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообра­зен. Повсюду сохраняются и играют большую роль в организации жизни традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя древние верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Наряду с древними местными язычески­ми религиями распространены буддизм, ислам и христианство.

Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным выра­жением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцеваль­ном искусстве. В изобразительном искусстве преобладают яркие крас­ки, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характер­ных признаков животных и людей. Удивительно разнообразны варианты украшения человеческого тела. Музыка и танец, живопись и скульптура проникнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен только посвященным. Что именно означают те или иные произведения и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошед­шие инициацию члены рода или шаманы.

В настоящее время получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наиболее раз­вернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде — распространен­ном на Юге направлении общественной мысли, утверждающем ис­ключительность исторических судеб Африки и особую роль негри­тянской культуры в развитии человечества.

Один из идеологов негритюда, современный африканский мыс­литель Л. Сенгор, утверждает, что негры иначе, чем европейцы, от­носятся к природе, к окружающей среде. Негр — дитя природы, он находится в живой, непосред­ственной связи с нею. Если для европейца главным оруди­ем познания мира является рациональное мышление, то для негра — чувства, эмоции, «непосредственное сопереживание» происходя­щих в мире процессов. Мир для него полон магии и одушевлен. Стихия африканца — танец, музыка, спорт, теп­лота человеческих отношений. Ему не нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда ему и абстрактная, обезли­ченная наука белых людей: он постигает все и без нее — с помощью, своей «африканской науки» чувствования и сопереживания.

По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых народов Севера. Он считает, что африканская культура не только встает наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества должно лежать на путях принятия ценностей негритянской культуры.

Культура Юга уже сейчас оказывает заметное воз­действие на Север. Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмоционально обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец (джаз, рэгги, диско, рэп, брейк-данс). Искусство Юга наложи­ло свой отпечаток на творчество выдающихся европейских художни­ков конца XIX — начала XX века (Гоген, Матисс, Пикассо, Дали и др.). Эхо африканской культуры можно заметить и в области фило­софии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX века А. Швейцера). Благодаря негритянским спорт­сменам стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зре­лища — футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика.

5. Цивилизации, их типология

О смысле понятия «цивилизация»

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis — граждан­ский, общественный, государственный. В XVII-XVIII веках «циви­лизованность» понималась как противоположность «дикости». Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивили­зацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века в обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых че­ловеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).

Соотношение культуры и цивилизации. Культура понимается как внутреннее духовное содержа­ние цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя матери­альная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духов­ных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существо­вания, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура — это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация — это степень технологическо­го, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким обра­зом, проводится мысль, что цивилизованный человек — это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутрен­няя культура» личности — превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения лич­ности. Цивилизованный же человек — это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюде­ние не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя счи­тать подлинно культурным.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ Освальд Шпенг­лер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эво­люции современного западного мира («Закат Европы»). Цивилиза­ция у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погруже­ния в бездуховное существование.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX века Арнольд Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые вы­ступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь Сэмюэл Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ран­га. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые ши­рокие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

Итак, понятие цивилизации может означать:

исторический процесс совершенствования жизни обществ (Поль Голь­бах);

образ жизни общества после выхода его из первобытного, варвар­ского состояния (Льюис Морган);

материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и сво­боды (Георг Зиммель);

последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культу­ры, эпоху смерти этой культуры (Освальд Шпенглер);

любой отдельный социокультурный мир (Арнольд Тойнби);

наиболее широкую социокультурную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Сэмюэл Хантингтон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: