double arrow

Христианский тип культуры


Христианская религия и церковь были важным фактором, определявшим образ жизни, мировоззрение и систему ценностей в культуре. Христианство вы­ступало как:

- Мировоззренческая система, давала новую картину мира, отличную от языческой;

- Моральная доктрина, формулировавшая нормы человеческого поведения;

- Общая идеологическая основа культуры, оказавшая влияние на идейную и содер­жательно-смысловую стороны всех форм культуры;

- Централизованная иерархическая организация, крупный землевладелец, отстаи­вающий порядок и незыблемость социальных основ.

Христианское мировоззрение получило выражение в религиозно-философском уче­нии – теологии («учение о Боге»). Для христианского мировоззрения характерно было представление о дуализме мира, его делении на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, «горний». Оба мира были неотделимы друг от друга, но идеальный мир был первичным, главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. При­мирение или противопоставление этих двух миров – проблема, занимавшая христианское сознание на всех его уровнях: и высших, и низовых. К дуализму, т.е. двумирности, восхо­дили универсализм, символизм и аллегоризм христианской культуры.

Согласно теологическому миропредставлению, как мир делится на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», кото­рую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека вы­ражалась в торжестве его духа над телом.

Христианство породило и новое понимание времени. Из кругообращаемого (свойст­венного язычеству) время стало линейным, направленным от прошлого к будущему, имев­шим начало, историю и конец. Отсчет времени производился от Сотворения мира до Страшного суда. Время покоилось в вечности. Вечность – один из главных символов христианской культуры.

Понимание времени как линейного, имеющего начало и конец, внесло трагические мотивы в христианскую культуру, новое, трагическое, по сравнению с античным, пред­ставление о смерти. Человеческая жизнь приобрела драматический характер: она стала ареной борьбы добра и зла, тела и духа, Бога и дьявола, и от результатов этой борьбы зави­село посмертное воздаяние – вечное блаженство или муки.

Христианство сформировало и собственную нравственную систему, определявшую нормы поведения человека. Оно разрушило внутреннюю гармонию человека (идеал «олимпийского спокойствия») и обогатило духовный мир многообразием чувств и пережи­ваний, драматизмом, выдвинуло на первый план ценность человеческого страдания как очищающего душу.

Христианская мораль – это внутренний нравственный закон как основа личност­ного самосознания. Христианская мораль (как внутренний закон) и право (как гражданский за­кон) в христианской культуре не совпадают или не вполне совпадают. Христианская мораль рассматривается как нечто более высо­кое, по сравнению с гражданским кодексом права, лежавшим в основе судопроизводства.

Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленный на преобразование не только отдельного человека, но и всего социума.

Христианство и религиозное мировоззрение оказали огромное влияние на все формы культуры – философию, науку, образование, литературу, искусство.


Сейчас читают про: