Мир исламской культуры

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской культурами, мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и имеет драматическую историю, ставшую частью этой культуры. Провозвестником ислама стал Мухаммед, являвшийся пророком Аллаха. В становлении ислама большое значение приобрела проблема религии и власти, проявившаяся в борьбе имамата и халифата. Активная внешнеполитическая жизнь арабского халифата способствовала быстрому распространению ислама за счет исламизации покоренных народов. Переход в мусульманство поощрялся экономически.

В центре арабо-мусульманской культуры находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д. В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро ислама. Основой его является культ Аллаха, признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависит жизнь и смерть всех живых существ. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков.

Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Но в исламе нет места для личности как ценности. Соответственно, отсутствует идея равенства общества и личности. Аллах – абсолютная ценность, в жизни человека он не воплощается.

Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. В отношении к ним культивировались хитрость и жестокость. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв: намаз совершался пять раз в день. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

Ислам никогда не был религией угнетенных, он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных.

Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижения разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

Однако в философии арабского Востока существует и другое – мистико-аскетическое учение суфизма, возникшего в Аббасидском халифате в IX в. В нем преплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мистики каббалы. Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное влияние на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи в европейском понимании, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает широкое распространение поэзия. Великий персидский поэт Абулькасим Фирдоуси (934-1030), ученый, философ и поэт Омар Хайам, поэт и философ Джами составили славу мусульманской культуры.

Итак, арабо-исламская культура характеризуется: установкой на религиозно-детерминированное социальное поведение, влиянием духовной и светской власти, догматизмом и конформизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: