Лекция 12. Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса

В середине 20 века в культурологии возникли теории линейного развития культуры. Одна из таких теорий была разработана немецким философом К. Ясперсом: В работе ''Смысл и назначение истории'' (1949) Ясперс предложил в противоположность теории культурных циклов идею, которая заключалась в том, что человечество имеет единые истоки и общую цель. В развитии всемирной истории Ясперс выделил четыре периода: 1. Доисторическая эпоха; 2. Эпоха древних культур; 3. Осевая эпоха; 4. Новая научно-техническая эпоха. Доисторическая (20 тыс. лет до н.э.): человек живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяет себя из природы и животного мира. В это время происходит возникновение языков, изобретение орудий труда. Человек начинает использовать огонь. Формируется мифологическая картина мира и соответствующие ей правила поведения. Важным признаком культурной эпохи Ясперс считает тип коммуникации. В доисторический период коммуникация выполняет практическую роль. Доисторический период продолжался до конца IV тыс. до н.э. В это время возникли великие культуры древности: Шумерская, Египетская, Эгейская, культура доарийской Индии. Возникли государство, письменность, начинает использоваться сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культурного развития - Историческому периоду. Между 800 и 200 гг. до н.э. происходит культурный переворот, который Ясперс назвал началом Осевого Времени. Он происходил независимо и одновременно в 3-х регионах: на Востоке, на Ближнем Восток е(Иран, Палестина), на Западе (Др. Греция). В это время происходил переход от мифологического к рациональному научному знанию, закладывалась основа научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формировался категориальный аппарат, отвечающий требованиям современной науки. Вначале на путь осевого времени вступили лишь немногие этнические общности, но в дальнейшем и другие народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включаться в историческое развитие. В осевую эпоху происходят изменения в мировоззрении человека. Он осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Осознание безграничности мироздания и своей собственной незащищенности разрушает непосредственное, гармоничное отношение к миру. Это чувство Ясперс назвалаз историческим сознанием. Осознание собственного одиночества порождает потребность общения с другими людьми. Это духовное общение Ясперс назвал подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-техническая эпоха: этот новый тип культуры формировался в эпоху Возрождения, утверждался в Новое Время. Он основан на достижениях науки и техники. Для современной эпохи характерно глобальное единство человека. Европейская культура оказала влияние на все другие мировые культуры. Однако, Ясперс полагает, что современную европейскую культуру нельзя рассматривать в качестве второй основной мировой истории, поскольку в основе истории, как единого процесса, должно лежать духовное начало. Аналогию современной европейской культуре следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Ясперс считал, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: