Цели семинарского занятия:
1. Сформировать представления об эволюции и многообразии культурных норм у народов мира.
2. Раскрыть содержание базовых культурных норм и показать их значение в современной жизни.
План:
1. Основные виды культурных норм и их классификация;
2. Культурные нормы и культурные ценности – соотношение категорий.
3. Функции культурных норм;
4. Этикет как культурная норма.
Входные компетенции:
Студент должен знать из дисциплин «социология», «история» и «философия»:
1. Основные типы культурных норм в современном обществе.
2. Основы христианской морали.
3. Общие представления о многообразии культурных норм различных народов мира.
Основные понятия и положения темы:
«Аморализм» (от греч. а - отриц. частица и лат. moralis – нравственный) – безразличие к требованиям морали и общественным нормам поведения в обществе, аморальность.
«Архетип» (греч. arche — начало, первопричина, typos — образ) — праобраз, первичная форма, образец, структурный комплекс коллективного бессознательного, первичная модель мышления, древнейший образ. С его помощью сознание осваивает устойчивые связи реальности и ориентируется в ней. Эквивалентный российский термин, обозначающий архетип - устои.
|
|
«Грех» — отступление, с различной степенью общности и глубины, от норм, принципов, идеалов добродетельной жизни.
«Девиация» – отклонение от общепризнанных норм.
«Добро и зло» — «сквозные», характерные для всей человеческой деятельности ценности/антиценности с позитивной или негативной ориентацией; их объективные основания — в конкретно-исторической степени зрелости субъектов культуры/цивилизации, творческой самореализации как добра, и препятствиях ей как зла.
«Добродетель» — деятельность сознания и воли, направленная на практическое творение добра.
«Идеал» (фр. ideal) — «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений; идеализировать — значит мысленно освобождать действительность от её несовершенства, уподоблять её идеалу, формировать нечто сообразно идее. Идеальный — образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему» (А. Лосев). Идеал — это мудрость и искусство возможного приближения к совершенству, непрестаннного расширения пределов возможного.
«Манихейство» — учение персидского мыслителя Мани (лат. Manicheus). Согласно ему, свет и тьма — это двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, как и человек и его душа, и между светом и тьмой происходит постоянная борьба.
«Норма» (лат. norma — правило, образец) — образец поведения, мера его оценки и предписание к действию. Нормальное — соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклонение от нормы. Нормативный — создающий нормы, устанавливающий правила.
|
|
«Сакральное» — перевод понятий sacer (посвященный Богу) и sanktus (достойный уважения, возвышенный, величественный); священный (не обязательно религиозный) феномен, наделенный высшим смыслом.
«Табу» - запреты, удерживающие субъектов культуры/цивилизации в пределах определенных норм.
«Универсалии» (лат. universalis — общий) — предельно общие понятия, которые в символических формах выражают невидимые и неощутимые, но реальные и фундаментальные смысловые связи и приоритетные ценности прошлого, настоящего и будущего человеческой деятельности.
«Обычаи» – привычные, мало подвергаемые сознанию целостные образцы поведения, одно из самых древних явлений в духовной истории человечества.
«Ценность» – то,что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и кчему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №8 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Основные виды культурных норм и ценностей и их классификация; | Доклады по теме | 30 мин. | |
Функции культурных норм; | Доклады по теме | 30 мин. | |
Этикет как культурная норма | Доклады по теме | 30 мин. | |
Нормативная система культуры | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое духовные ценности и по каким признакам они могут классифицироваться?
2. В чем заключаются особенности и различия научных, нравственных и художественных ценностей?
3. Чем отличаются и как соотносятся общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные и индивидуально-личностные ценности?
4. Что следует понимать под подвижностью и относительностью культурных ценностей?